Художница Яна Ланде: «Мы стараемся изо всех сил понравиться Европе»

Яна Ланде

Многие помнят миф о похищении Европы, когда неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Бык похитил Европу, и мы знаем (или можем найти) продолжение этой истории. Но как бы выглядел миф о Европе в наше время? Это знает Яна Ланде – современная художница. Ее работы можно встретить в лучших коллекциях и музеях мира, в том числе в музее Соломона Гуггенхайма (США). Яна Ланде училась в Одесском училище имени М. Б. Грекова, в вузах Санкт-Петербурга и Москвы. 16 февраля в Центре современного искусства М17 (ул. Антоновича, 102-104) состоится  ➡️открытие ее фотоарт-проекта THE RAPE OF EUROPA⬅️.

Яна прокомментировала мое желание поговорить с ней о жизни и искусстве для сайта Jewish.org.ua фразой «Я же из Одессы! Здрасте!».

JewBuzz: Приветствую на еврейском сайте.

Яна Ландэ: Здравствуйте!

JB: То есть вот этого всего «наше вам с кисточкой» я сегодня таки не дождусь…

Я.Л.: Вряд ли (улыбается).

JB: У тебя очень интересное творчество, о котором мы поговорим немного позже, и интересная судьба. Ты ведь училась в Санкт-Петербурге, как Лысенко, Шевченко…

Я.Л.: Очень стыдно, но никогда не ассоциировала себя с ними.

JB:… и вернулась на Родину, как они.

Я.Л.: Где родился, там и пригодился.

Фото Татьяны Никитиной (Израиль)

 

JB: Это правда, что можно выйти из Одессы, а Одесса из тебя так никогда и не выйдет?

Я.Л.:  Петербург был жёсткий… Одессу из меня выковыривал наживо. Но, думаю, до глубинных слоёв дело не дошло.

JB: То есть, через всю улицу питерцы не здороваются?

Я.Л.:  Вот вы, например, знаете, как должен поступить человек, увидевший своего знакомого, лежащего в луже?

JB:Придумать о нем стихотворение? Маяковский же якобы писал о Есенине:  «лежит недвижимое тело»…

Я.Л.:  Интеллигентный человек не должен выдать ни намеком, что был свидетелем такой ситуации. А Маяковский, видимо, не умел держать при себе накипевшее, а это неблагоразумно.

JB: Хармс бы точно написал, но имя современника аллегорически бы завуалировал под классика: Пушкина, Гоголя.

Я.Л.: Так мы и делаем, когда есть что сказать.

афиша, афиша на 16-17 февраля 2017, где провести 16-17 февраля 2017, куда пойти 16-17 февраля 2017, мероприятия 16-17 февраля 2017, события в киеве 16-17 февраля 2017, куда пойти 16.02.2017, куда пойти 17.02.2017, События 16-17 февраля 2017 в Киеве. Афиша в Киеве, мероприятия февраль 2017, афиша мероприятий на 16-17 февраля, выходные 16-17 февраля в Киеве, где провести 16-17 февраля, куда пойти в киеве

JB: Давай о твоей выставке и ее героине. Это выставка, арт-перформанс?

Я.Л.:  Это презентация проекта. Есть идея, задумка. Она может менять свои формы в зависимости от места и времени. Это путь,  который состоит из наших надежд, мечты, взросления. В Киеве это первое общение со зрителем на эту тему.

JB: При любых трансформациях героиня останется той же? Это будет Европа?

Я.Л.: Европа – принцесса. Она меняется, но остаётся королевских кровей. Изначально была идея ответить на вопрос, где Европа, которую мы так ждём? Общаясь с европейцами, я поняла, что они не совсем в курсе, что мы хотим к ним и чего мы хотим от них, у них свои проблемы и ожидания, никак не связанные с Украиной. Мы же стараемся изо всех сил им понравиться, вместо того, чтоб строить себя.

На месте Европы может быть любой персонаж — от отдельной личности до Европейского союза.

JB: Почему в главной роли ты сама?

Я.Л.: Мне кажется, что история, пропущенная через себя, более честная. Мы, как капли больших процессов, можем понять мироздание через себя. Это я и предлагаю своему зрителю.

JB:Думаю, посетитель арт-проекта возьмет для себя и это, и намного большее.

Я.Л.: Каждый возьмет то, что ему близко.

JB: От хаоса или к нему?

Я.Л.: Гармония и хаос – это, наверное, как вдох и выдох. Это одно целое, которое ни на что не делится.

JB:В разговоре с тобой так быстро летит время. Хочешь ли ты пожелать что-то нашим читателям?

Я.Л.: Чувствовать и любить.

 

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.