Еврейский сайт Украины

Что мы знаем о «Киевском письме»?

Буквы иврита

Буквы иврита

«Киевское письмо» — древнейший оригинальный текст, дошедший до наших дней из далекой Александрии. Документ был открыт в 1962 году среди фрагментов Каирской генизы в Кембриджской университетской библиотеке. После чего профессорами Норманом Голбом и Омельяном Прицаком была проведена научная работа по изучению данного документа, в ходе которой ученые выдвинули гипотезу, ставшую основополагающей версией, свидетельствующей о происхождении хазарских евреев, проживающих на территории основанного ими города.

Документ написан на превосходном еврейском языке, содержащем ссылку на первое упоминания о Киеве начала Х столетия. Письмо подписано евреями, носящими как хазарские, так и еврейские имена. Авторы письма идентифицируют себя с представителями еврейской общины Киёва.

Текст содержит визу-приписку «Я прочёл», написаную на хазарском языке тюркскими руническими писменами. Подпись поставлена киевским чиновником и свидетельствует о подлинности документа, красноречиво высказывая гипотезу об использовании хазарского языка в средневековом Киеве в качестве официального.

В письме идёт речь о человеке Мар Яакове бен Р.Ханукки, выступившим поручителем за своего брата, взявшего ссуду у иноверцев. Брат был убит разбойниками, и Якову пришлось ответить перед кредиторами. Поскольку должной сумы для погашения долга ему не доставало, то он был взят под стражу и заточен в кандалы. Еврейская община, узнавшая об этом инциденте, вступилась за него, заплатив часть средств в виде 60-ти монет и отправив его на сбор недостающей суммы — 40 монет — по еврейским общинам, сопроводив рекомендательным письмом, заверенным официальным лицом.

Яков бен Ханукка добрался до Александрии по знаменитому торговому пути «из варяг в греки». Вероятнее всего, он умер в конце своего похода, оставив письмо в этом городе, а собранные им деньги были отправлены киевской еврейской общине, но по иронии судьбы не дошли, потому что Киев к тому времени уже был завоёван Князем Игорем…

В научном докладе 1968-го года Кембриджские ученые доказывают общеизвестные факты, а именно то, что Киев был основан и управлялся хазарами до его завоевания Русичами. В качестве одного из доказательств они выдвигают версию, что вряд ли можно представить себе русича, который мог бы понимать еврейский язык или подписывать документы хазарскими руническими символами.Все эти обстоятельства придают документу ни с чем несравнимую ценность. Ученые опровергают широко распространенное убеждение, что все известные еврейские источники, описывающие иудаизацию хазар, являются подделками или невероятной выдумкой. «Киевское письмо» свидетельствует об успешной внутриобщинной деятельности в Хазарии, охватывающей широкие круги городского населения. Доказательства теперь должны искать сторонники противоположных взглядов.

Эти взгляды до сих пор не были подкреплены какими-либо документами. В их основе лежал только скептицизм в отношении возможности обращения в еврейскую религию средневекового царства.Также по мнению авторов научной работы было установлено, что прототипом Кия, описанном в «Повести временных лет», вернее поздней её редакции, стал хазарский визир Ахмад Бен Куйа, потомок Кави — древнейшей и священной правящей династии Ирана. Подтверждающим фактом в ходе расшифровки «Киевского письма» стали изученные и расшифрованные материалы, подтверждающие то, что только хорезмиец мог занимать высший военный пост в Хазарии. Именно поэтому Ахмад Бен Куйа, защищая западные границы Хазарского каганата, прибыл в эти края, основав в начале Х века крепость на Берестове, давшей начало развитию города на берегу Днепра.

Текст письма в переводе на русский.

«Тот, кто первый среди самых главных, тот, кто украшен диадемой «Конечный и Первый», тот, кто слышит шепчущий голос и слушает громкую речь и язык — да хранит их как зеницу ока своего и позволит им жить, вознесясь высоко, подобно Нахшону, как первым людям правды, презирающим выгоду, дарующим любовь и доброту, представляющим милостыню, стражей спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему, святым общинам, разбросанным по всем уголкам (мира): да будет воля Владыки Мира (покоя) дать им возможность жить, как корона мира (покоя)! Теперь, наши князья и господа, мы, община Киева, этим сообщаем вам о трудном деле этого человека, Мар Яакова бен Р.Ханукки, сына добрых людей. Он был тем, кто дает, а не тем, кто берет, до того времени, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги у иноверцев: этот человек, Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли этого человека, Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год и после этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 монет и теперь еще осталось 40 монет; поэтому мы послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему. И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам и поступите в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти. Но мы не те, кто предостерегает, а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Владыкой, Вашим Богом. Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, и спасет вас и также нас с вами.

Аминь, Аминь, Аминь.

Авраам

Парнас

Реувен бар

Коген

Самсон

Иуда, по прозвищу Ханукка бар

Моисей

ОУЕРУМ бар

Иосиф бар

Самуил Коген

Иуда бар

Исаак Левит

Синай бар

Симуил

Исаак Парнас

(руническим письмом на хазарском языке) — «Я прочел (это)»

Публикуется по источнику.

Exit mobile version