Накануне праздника Песах наш гость – главный раввин Киева, посланник Любавического реббе. Йонатан Маркович – офицер ВВС Цахал, выпускник Техниона и Иерусалимского Университета. Он рассказал читателям Jewish.org.ua о том, как правильно встретить праздник во время карантина. В этом интервью также содержатся ответы на вопросы о том, к чему могут привести нерелигиозные курсы Каббалы и почему Хаббад – самое продвинутое направление в современном иудаизме.
В этом году впервые за много лет верующие евреи проведут Песах, похожий на первый – у себя в домах, как было при Исходе. Однако, за тысячи лет общины привыкли проводить общественные седеры. Каковы рекомендации раввинов о проведении Песаха в этом году?
Обычно мы собираемся в большом количестве гостей, получая массу удовольствия и духовное благословение. Потому что, собираясь вместе, мы получаем дополнительные позитивные эмоции. Но сейчас, в этот праздник, я прошу: празднуйте дома, только с семьями, и пытайтесь никого не приглашать. Потому что у нас есть проблема – вирус.
Если подумать, Песах – это семейный праздник. То, что мы читаем в Агаде, мы произносим для нас самих, для наших детей, и для семьи. И в этом году у нас есть уникальная возможность праздновать Песах правильно.
Как евреям и общинам сохранять свой духовный уровень, когда они не могут собираться вместе из-за карантина?
Мы проводим уроки Торы и фарбренгены в онлайне. Буквально вчера состоялся фарбренген в Zoom. Состоялся урок, во время которого мы старались по максимуму использовать возможности, которые дает Всевышний.
Последние 20 лет появилось множество курсов, которые обучают Каббале без привязки к Торе, например, Академия Каббалы. Как Вы можете их прокомментировать?
Хасидизм – это другая форма Каббалы, доступная для всех. Хасидизм прост для того, чтобы обучиться, понять и соблюдать. Увы, многие из курсов под брендом “каббала”, это вообще не Каббала, а люди, которые их ведут, даже не понимают, о чем идет речь. Соблюдающий религиозный человек, который знает традиции и учит Каббалу, это очень хорошо. Но если человек учит Каббалу чтобы заработать – это не правильно, и приносит ущерб и тем, кто ведет уроки, и тем, кто эти уроки слушает.
Есть книги, изданные с благословения Седьмого Любавического Реббе, о Каббале для неевреев. Такие книги могут уменьшить ущерб для людей, которые не понимая, куда идут, учат Каббалу?
Если люди получают удовольствие и учат что-то, что может принести пользу, и при этом никому не вредят, то это их дело.
Вы получили высшее образование в серьезнейшем ВУЗе в Израиле, Технионе. Такое образование позволяет сделать блестящую карьеру, работать из любого уголка мира. Почему Вы решили стать раввином?
В Технионе я учил физику, компьютерные науки и software. Я знаю С++ и другие интересные дисциплины. Но мой дедушка, Хезкиягу Файвер Острайхер, был главным раввином города Ужгород. И я захотел делать то, что делал он. Я мечтал стать раввином в Ужгороде, но получилось стать таковым в Киеве. Я не жалею об этом, и получаю большие духовные силы, общаясь с евреями, и неевреями. Я получаю большую духовную поддержку от этого.
Хабад – одно из самых прогрессивных течений в Иудаизме. Даже сайт chabbad.org появился в далеком 1993 году, став одним из первых сайтов в мире. В то же время другие хасидские дворы вообще запрещают интернет, телевизор, смартфоны. Благодаря чему Хабад, являясь ортодоксальным хасидским движением, остается таким современным?
Седьмой Любавический Ребе сказал, что если Всевышний захотел, чтобы в мире были интернет, телевизор, инновации, телеком, значит, нужно использовать эти изобретения для добрых целей. Чтобы как можно большее количество людей получили возможность задавать вопросы раввинам, учить Тору, получать знания о еврейской традиции.
Часто люди стесняются обратиться к раввину, потому что думают, что их вопросы – глупые. Я очень люблю фразу Рамбама, который сказал: “Нет глупых вопросов. Есть неправильные ответы”. Это очень важно. Благодаря интернету, люди могут спрашивать у раввинов без стеснения.
В 1951 году с этим вопросом к Любавическому Ребе пришел журналист с ровно этим вопросом. Почему в Хабаде есть телевизоры, почему там показывают видео, если другие общины это запрещают. Ребе сказал, что в других хасидских дворах, если человек уходит из общины, он не может вернуться – ему это запрещают. Другие хасидские дворы – закрытые, они пытаются, чтобы от них никто не вышел, и чтобы к ним никто посторонний не зашел. А в Хабаде не боятся, что кто то из хасидов выйдет из движения, а потом вернется.
Еще в 1980 годах в Израиле можно было слушать выступления Реббе по радио. Т.е. Хаббад всегда использовал инновации, чтобы открыть иудаизм и хасидизм всем, даже тем, кто не может доехать до синагоги.
Netflix экранизировал мемуары Деборы Фельдман, девушки, которая выросла в сатмарской общине и бежала из неё. В её мемуарах и сериале Unorthodox сатмарские хасиды показаны как секта, не всегда в позитивном свете по отношению к своим же членам. Этот сериал смотрят десятки миллионов молодых людей по всему миру, и это отчасти негативно влияет на имидж хасидов. Как Хабад может сегодня улучшать диалог между хасидами и другим миром? Ведь большинство других общин – закрыты для современного мира, а Хабад – открыт, у Вас и приложения для смартфонов, и курсы для неевреев…
Я не смотрел этот фильм, и не знаю, насколько правдивой является информация в нём. Ребе говорил, что есть два вида Праведников. Первые Праведники, когда им холодно, надевают шубу, и греются. Вторые – разжигают костер и греют все вокруг. Это то, чему учит нас Ребе. Зажигать свечи – чтобы каждая девочка и женщина могла зажигать свечи. Чтобы каждый мальчик и мужчина могли учить Тору. Создавать условия, в которых как можно больше людей могут вести праведный образ жизни и приблизиться к Торе.
Какие самые важные проекты сегодня реализовывает Ваша община?
Это прежде всего молодежный проект, благодаря которому парни и девушки начинают впервые приходить в синагоги и на уроки Торы, получать “вкус Торы”, и понимать иудаизм. Мы помогаем пожилым людям, как материально, через пайки и подарки, так и духовно, организовывая для них уроки, мероприятия и праздники. Также, у нас при общине открыт единственный в Украине детский садик для детей-аутистов.