Вчерашняя неприятная история, конечно же, продолжается и сегодня, потому что карантин дает возможность людям наконец-то раскрыться. Снять маски, так сказать, хотя многие теперь их вроде бы надели. Мне кажется, в комментах под фото о геноциде армян, который до сих пор не признает не только власти Турции, но почему-то море ее сторонников в бывших совреспубликах (и это самое удивительное для меня!), есть важная черта, которая проявляется и в других местах.Подчеркну — лучшая часть турецкого общества давно и упорно признает геноцид армян, пишет о нем и стыдится отрицания властей, а особенно стыдится тех, кто продолжают ненавидеть армян.Да, так эта знакомая черта, которая проявляется не столь открыто, не столь ярко — но так же тупо, так же завистливо и так же — однозначно пронацистстки. И да, на мой взгляд — совершенно не важно — «истинное» это фото или фейковое, так как подобное недоверие может далеко завести.
Ведь любому взрослому человеку понятно, что очень возможны поддельные фотографии, в истории полно неточностей (которые раскрываются с годами или вообще не раскрываются) и всегда существуют определенные натяжки и мифы. Этим очень хорошо, кстати, пользуются историки-ревизионисты, всевозможные отрицатели Холокоста, я их много когда-то читал и там ЕСТЬ вполне серьезные разбирательства, которые ставят под сомнение точность цифры шесть миллионов, и много еще всякого.Для взрослого и разумного человека в этом нет ничего неожиданного, ведь даже математики и физики ошибаются, тем более историки, с трудом восстанавливающие некую картину жизни далекого прошлого.Но для людей определенных качеств (хотел написать «советских», но после десятка лет жизни на Западе, замечаешь подобные качества за многими выходцами из бедных стран), особенно людей находящихся в эмиграции, которые очень хорошо понимают, что в их страны они НИКОГДА не вернутся — ошибка в фактаже или некое эмоциональное преувеличение — тут же почему-то позволяет отрицать очевидные вещи.И писать дикости — именно за это слово меня предупредил ФБ, что очень характерно для нынешних времен.Дописаться даже до того, что я «подставил известного режиссера», тем что перепостил его фото. Подчеркну — я намеренно не тэгнул Артура Аристакисяна, потому что ожидал от некоторых людей очень гадких комментов, которые сильно бьют по чувствительным людям, ведь они принадлежат к нации перенесшей геноцид.Есть такое психологическое состояния наций, которые пережили подобные трагедии — когда даже очень тихие, безэмоциональные люди вдруг могут получить инфаркт, или даже покончить с собой после определенного напоминания…
Понимание такого психологического состояния — есть очень важная черта отрицателей геноцидов, поэтому они любят «шутить» об этих событиях, «исследовать», отлично зная как такие шутки переносят те, кто чувствовали антисемитизм на себе, или в данном случае — антиармянские настроения, существующие с древних времен.Так как мне повезло знать многих беженцев из Баку, смешанного происхождения, то я могу себе представить ужас в котором живут эти люди. Ужас типа такого: вы не пытаетесь помочь армянским соседям, когда идет толпа громил, а выйдя на площадку с паспортом показываете его: «я еврей, еврей, не армянин» — и вас не трогают, а соседа с которым вы дружили и его детей — уводят вниз по лестнице, прямо при вас его бьют палками, дети плачут, а сосед случайно посмотрел вам в глаза.Ни в коем случае не упрекая — он взрослый человек, просто в его глазах ужас, он ведь слабый человек.И случайно ваши взгляды пересеклись. Вы даже знаете потом, что он выжил слава Богу и он, конечно, вас не упрекает, нет.Да, вас не тронули и потом вы выезжаете из города на автобусе, а вас вдруг выводят из него и долго, недоверчиво допрашивают, тыкая в живот автоматом: «точно еврей, а мне кажется похож на армяшку, армяшка ты…»Это делают при женщинах — при вашей жене, при ваших детях. Они смотрят из окон автобуса.Не смертельно, верно?Вы же живы и даже не ранены, нет.Вам даже повезло более всех других, вы потом живете в Украине или в России, спокойно оформляете документы и переезжаете в Германию. Вам еще больше повезло — вы не бываете в Баку не потому что вам запрещено или опасно, а потому что дорого и далеко лететь, да и зачем?
Но вам не повезло понимать по азербайджански, потому что ваш папа был азербайджанец, и вы сидите как-то в парке и слышите разговор. Об «армянских штучках».Или о «еврейских штучках» — об этом часто говорят люди.И ваше сердце почему-то вдруг начинает сильно так тянуть куда-то, довольно больно и вроде со спины…И вы понимаете, сколь вы одиноки тут, да и в любой части мира, вы знаете, что могли даже не говорить о еврействе тогда, а просто сказать: «мой отец азербайджанец, вы что с ума сошли?», сказать по-азербайджански, делов-то, но вы стеснялись все-таки своего армянского друга и впервые ваше еврейство давало вам надежду, иммунитет, защиту, и вам почему-то легче до сих пор скрывать отца, а подчеркивать что вы еврей, ну живете в Германии, «откуда? — с Кавказа я» — всегда так можно ответить, не обязательно ведь произносить Баку, вообще лучше всего начать ходить в синагогу, хотя после смерти отца хотели пойти в мечеть, но не смогли, да и неважно ведь это, нет вы не стыдитесь, вам просто плохо, когда вы вспоминаете отца и понимаете, что он тоже так мог бы…Да, мог бы, уводить армянина по лестнице в подвал. И вы могли бы. У некоторых не выдерживают сердца, когда они такое понимают.
Еще по теме — от Семена Бельмана.