Еврейский сайт Украины

Ишайя Гиссер – о восприятии Б-га всерьез

Ишайя Гиссер

Ишайя Гиссер один из самых уважаемых раввинов Украины. Он – духовный наставник синагоги Бродского, принимающий активное участие в Федерации универсального монотеизма, и преподающий Тору неевреям. В интервью он рассказал о том, что такое современный монотеизм, и почему неевреи обращаются в поисках Бога к Торе.

Какие основные идеи монотеизм несет людям?

Идея монотеизма неправильно воспринимается большинством людей. Монотеизм – это не только признание того, что есть только один Бог и нет других, но и понимание того, что необусловленное и самостоятельное существование есть только у Всевышнего, Он один-единственный существует в полном смысле этого слова, то есть не имея источника своего существования. Все остальное существует за счет существования Бога. Все сущее – это Его проявления. Эта идея и есть монотеизм.

И Бог открыт и доступен для всех народов?

Он не просто открыт и доступен, Он вменил в обязанность всем народам взаимодействие с Собой. Для этого Адам и был создан единственным, хотя все остальное было сделано во множестве проявлений, чтобы указать, то, что относится к нему, – относится ко всем его потомкам.

Кто наставник народов в этих вопросах? Например, в иудаизме наставниками являются раввины. А кто это для других народов?

У народов мира есть вечный, но недооцененный ими наставник и советчик – еврейский народ. Именно он является хранителем традиций, данных в уникальном Откровении на горе Синай; наше наследие – единственный источник знания для всего человечества о том, как себя вести и как жить с Богом. Поскольку именно еврейский народ пронес это знание через три с половиной тысячи лет, то все, кто действительно хочет узнать волю Всевышнего, вынуждены обратиться к еврейской традиции. Поскольку разобраться в ней профессионально не владеющему этим массивом знаний человеку проблематично, то необходимо учиться у живых носителей Откровения.

Получается, что любой человек с улицы может прийти к раввину с вопросом?

Нужно понимать, что раввины – такие же люди, как и все остальные. Они не наделены дополнительной святостью. Разница между раввином и нераввином заключается в том, что раввин – профессионал в Учении. Соответственно, к нему обращаются как к эксперту в вопросах иудаизма, который может сказать, где и как написано, и что из этого следует, и как применять законы на практике. В рабочее время, в приемные часы, да, даже тот, кто не является иудеем, может прийти и поговорить с раввином.

Несколько последних лет синагоги в Киеве начали открывать свои двери. В них проходили экскурсии, концерты, лекции и другие мероприятии. Такая  открытость связана с распространением монотеизма?

Синагоги никогда не закрывали свои двери, просто раньше многим людям было неинтересно в них заходить. Сейчас, на фоне нарастающего крушения рукотворных религий, у людей возникло желание пользоваться не «вторичным продуктом», а обратиться к первоисточникам. И поэтому в синагоги к носителям наследия иудаизма начали проходить люди извне.

В чем цель монотеизма?

Цель монотеизма такая же, как и цель человеческой жизни вообще. Не прожигать напрасно жизнь, а наполнить свое существование, в том числе быт, повседневность, смыслом и значением, избавить человека от духовной шизофрении, при которой в сознании выделен «религиозный сектор», а все остальное – как у «нормальных» людей. С точки зрения монотеизма нет тотального антагонизма материального и духовного. Духовное привносит смысл в материальное существование, а материальное должно одухотворяться. Не надо противопоставлять духовное материальному. Все, что человек делает, он должен делать с Богом – воспитывать детей, питаться, торговать, а не выделять Ему некую обособленную часть своей жизни. 

Что ищут люди, которые приходят в Федерацию универсального монотеизма?

Большая часть людей приходит, имея опыт пребывания в одной, двух или более конфессиях, который не принес им удовлетворения. Они приходят, эмпирически опробовав различные пути, потому что хотят понять, откуда все начинается, прийти к первоисточнику. 

Можно сказать, что они ищут духовную основу мира?

Каждый ищет свое. Некоторые хотят разобраться, во что же они, собственно говоря, верят. Кто-то приходит за правдой, кто-то – в поисках смысла жизни, кто-то хочет понять, для чего его постигла та или иная травма, и куда его таким образом ведут. Другие ищут «костыли», потому что попали в тяжелую ситуацию. Но и эти люди нуждаются в ориентирах, которые будут восприниматься не как разработки специалистов-психологов, а как слово Всевышнего, Откровение. 

Современный человек сталкивается с обилием информации о различных семейных моделях и возможностях построения отношений между мужчиной и женщиной. На что советует обращать свое внимание монотеизм?

Ошибка считать то, что навязывают человеку современные массмедиа, рабочими моделями семьи. Люди тонут в информационном мусоре, спаме, который надежно изолирует их от полезных знаний. Сегодня для того, чтобы обнаружить то нужное, что может оказать какую-либо помощь в развитии, надо основательно потрудиться, промывая тонны пустой породы. 

И все-таки, какие основные ценности несет монотеизм?

Человек, который воспринимает Бога всерьез, неизбежно будет носителем ценностей, ибо он получает критерии для оценки своего поведения. Понятия «хорошо – плохо» – это не о «нравится – не нравится», это о том, угодно ли это Творцу мира. Человек, который принимает Его как источник смысла и цель своего существования, неизбежно становится носителем большого количества частных ценностей: семейных, социальных, экономических… Он обретает критериальную базу поведения. 

В противном случае ему придется создавать ее самому, основываясь на личном жизненном опыте, воспитании, на своем внутреннем мире. Но о внутреннем мире большинства из нас лучше не говорить, потому что, как говорил Остап Бендер, там только «здоровое сердце, отличные легкие и печень без признаков камней». Если человек пытается сам определить критерии хорошего и плохого, он социально опасен. Всех нас спасает «остаточная религиозность» населения. В приличном обществе до сих пор сохранились унаследованные от религиозных предков критерии нравственности – все еще считается, что воровать плохо, что прелюбодействовать плохо…

С какого возраста к вам приходят люди?

Иногда этих людей приводят их родители. Они хотят, чтобы ребенок понял, что ему предстоит завтрашний день; что детство и юность – не только «счастливая пора», а подготовка к длинной взрослой жизни. Вменяемый родитель не пытается облагодетельствовать и развлечь своего ребенка, хотя в определенных рамках это необходимо, он пытается подготовить ребенка к конкурентной жизни во взрослом состоянии. 

Что такое успех в понимании монотеизма?

Успех – это когда человек понимает, чего он хочет, добивается этого не преступным путем и радуется полученному результату.

С точки зрения монотеизма, где золотая середина между стремлением к человечности и жаждой получения прибыли?

В Торе много раз сказано, как придерживаться этики в бизнесе. Например, заповедь «пусть у тебя не будет фальшивых мер» — это запрет лгать, запрет задерживать плату работнику… 

Если человек живет без обмана, выполняет то, что было сформулировано великим Гилелем: «Не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе», то он понимает, что сам он  – инструмент Творца для того, чтобы этот мир стал лучше, и на нем лежит ответственность за будущие поколения. Во всем, что делает человек, должна быть социальная составляющая, потому что он – не Робинзон Крузо на острове. 

Любой из нас хочет жить в хорошем мире, а не там, где каждый захапал сколько может. Хороший мир – это там, где каждый дал, сколько может!

Человек должен стремиться к успеху и преуспеванию. Чем он успешнее, тем больше хорошего может сделать! И это гигантская, великолепная задача! Чем ты богаче и весомее в обществе, тем эффективнее, а если ты хороший человек, то сколько при этом можно сделать хороший вещей! Плохие люди, духовно нищие, должны быть нищими материально. Меньше навредят. А духовно богатые люди должны быть богатыми – сделают больше добра.

Как монотеизм относится к глобализации?

Процесс глобализации, если говорить не об экономике, а об идеологии – это процесс нивелирования ценностей. Не распространение общих ценностей, а их нивелирование в угоду социально-экономической стабильности элит. Утопия глобализации в том, что, если все будут одинаковыми, все будет хорошо. Но люди не будут одинаковыми ни экономически, ни интеллектуально. Глобализация – это очередная утопия и, как и любая утопия, требует крови.

Кооперация подразумевает сохранение индивидуальности. Понимание, что рядом с тобой другой, не такой, как ты, но он и должен быть другим, и это не делает его плохим – это путь. Путь Торы — путь монотеизма. Он подразумевает принятие на себя норм, обеспечивающих развитие человечества, при сохранении индивидуальности, но при этом мы все понимаем, что наш мир – выражение воли Творца, и в этом его ценность. А соответствие Его воле и есть простое человеческое счастье.

Как вы относитесь к гаджетам и современным технологиям?

Это все нужные и полезные вещи. Так, когда-то люди изобрели нож. Со временем выяснилось, что им можно не только разделать тушку, но и убить своего ближнего. Хотя нож был предназначен не для того, чтобы убивать, а для хозяйственных целей. Разные приспособления призваны облегчать и разнообразить жизнь, а не поглощать время и силы. Поэтому нужно не бороться с гаджетами, а учить людей.

Как понять, чего от тебя хочет Бог?

Надо постоянно сверять себя с Откровением. Есть Священное Писание, и найти себя в нем – это и есть задача человека! Думайте об этом и делайте то, что считаете правильным, угодным Ему!

Для дочитавших до конца: вы можете поддержать издание в трудную минуту, перечислив пожертвование редактору: https://send.monobank.ua/64vmfFzDbP

Exit mobile version