Еврейский сайт Украины

Как избавиться от гнева и получить богатство

Слоненок

О нас

Говорит царь Соломон в 9 отрывке так:

«Не спеши гневаться, потому что гнев за пазухой грешников отдыхает».

Гнев внутри у человека может быть как легкое раздражение. Но все равно он все время внутри. Как тлеющие угли. А еще, Царь Шломо в Мишлей сказал: «Как человек смотрит в воду и видит своё отражение, также сердце человека отражает то, что в сердце у человека». Получается, что если я раздражён, то и другие люди начинают раздражаться.

Современная наука нашла, что имел ввиду Царь Соломон. В мозге у человека есть специальные «зеркальные нейроны» (так их назвала современная наука). Они настраиваются на то, что чувствует другой человек. А потом что-то идет не так, как человек ожидает, и он взрывается.

И царь Соломон спрашивает: на что гневается человек? На реальность! А реальность дает Б-г. И в момент гнева сердце человека теряет подарок от Б-га.

Вот я, например, вчера сильно гневался на что-то. Да, у меня тоже такое бывает. И мне потом за себя было стыдно. Думаю: зачем я это делал? Чем мне это помогло? Ведь реально теряешь свое уравновешенное, спокойное состояние. Я вчера потерял его где-то на полдня. Та причина, которая была — закончилась, но ты ее носишь в себе. И такое состояние распространяется и на другие встречи, на других людей, которые к этому не имеют никакого отношения. И оно идет, как такая цепная реакция. Вечером я на эту тему подумал, отпустил и осознал: вот день моей жизни пропал, причем конкретно.

И на физическом уровне гневаться тоже нехорошо. Появляются психосоматические болезни. Это, когда ты гневаешься, у тебя в психике напряженное состояние, которое отражается в теле.

У меня, например, сразу выпадают позвонки, ущемляются нервы и ощущаются боли. И это из-за гнева все.

Интересно, что современная психология доказывает, что во время сильных эмоций, особенно негативных, рациональная часть мозга практически отключается. Человек действует неадекватно. Даже термин такой есть — действовать в состоянии аффекта.

Дальше сказано в 10 отрывке:

«Не говори: как случилось, что прежние дни были лучше этих? Потому что не от мудрости спрашивать об этом».

Что имеется в виду? Раши говорит: «Не удивляйся тому добру, которое приходило на праведников в те поколения, как поколения пустыни, поколения Иешуа бин Нуна и поколения царя Давида. Не говори, что раньше были времена хорошие. Все это по заслугам поколений».

Какое поколение – такие и заслуги. Интересно, что в Талмуде спрашивается этот же вопрос в Трактате Кидушин: «Что же, мы сейчас знаем Тору очень досконально. А у кого-то из предыдущих поколений все просто было, и Тору знали меньше, а Б-г для них делал явные чудеса».

С каждым поколением мудрецы её глубинно изучали, каждую букву разбирали. Интеллектуально в знании Торы поднимались намного выше, чем предыдущие поколения. У них была письменная Тора и Танах. А потом появилась Мишна. Потом появилась Гмара (Талмуд). Потом появился Шульхан Арух. Потом появились ахроним (мудрецы с 1500 года примерно). И так далее. Понимание Торы интеллектуально усложняется.

Один из мудрецов эпохи Талмуда спрашивает у другого : Раньше только Мишну знали и один из мудрецов Мишны, раби Йегуда молился — и шел дождь. А я месяц буду кричать (молиться), но нет такого, чтобы Б-г сделал явное чудо для меня. И какой ответ даёт Талмуд? «Не стоит сравнивать. Люди того поколения поступали по-другому. Они служили Б-гу, самоотверженно (дословно написано «отдавая свою душу», готовы были умереть за Б-га).

Что значит они «отдавали свою душу?». Талмуд приводит пример того, что сделал раби Йегуда. Например, «идет девушка по рынку в красном платье. А в красном платье нескромно ходить. Раби Йегуда подошел к ней и сорвал с нее красное платье и сделал ей строгое замечание. А оказалось, что эта девушка вообще не еврейка, просто туристка заезжая, и для нее красное платье ничего не значит. И не имел он права так поступать. И суд ему присудил огромный штраф. 400 золотых монет».

Кстати, в Меа Шеарим, в Иерусалиме, где сейчас живут гипер ультра-ортодоксы написано: «Не заходите в нескромной одежде». Но одежду с девушек они, конечно, не срывают. Не то нынче поколение.

Тем более они не выходят на центральную улицу Иерусалима, на Яффо. Это 500 метров от них, и не срывают там с людей нескромную одежду. Они просто говорят: «К нам не заходите, мы живем вот так». Может они и против, чтобы другие люди ходили нескромно одетые и за пределами Меа Шеарим, но не срывают с других одежду. Поэтому и Б-г для них делает меньше чудес, чем для предыдущих поколений.

А тот благочестивый человек тогда сорвал с нее красное платье. И его повели в суд. Суд принял решение, что он должен заплатить 400 монет золотых за то, что он взорвался. С одной стороны, он поступил неправильно, потому что не должен был с нее срывать платье. С другой стороны – он так поступил из-за того, что он был такой ревнитель, и ничего не боялся ради служения Вс-вышнему, даже готов был на ошибки идти.

И вот этот же человек снимал туфель и молился, и Б-г посылал дождь. Таким образом, срабатывает мера за меру. Хотя, если посмотреть на его результаты фактические: минус 400 золотых монет, приговор суда, что он неадекватен. Но зато он мог снять башмак помолиться и пошёл дождь. То есть, другими словами, нужно все взвешивать.

И Раши нам говорит, что в те дни было по-своему, а сейчас по-другому. В Талмуде есть истории, которые мы не можем сейчас понять, они были на совершенно другом уровне в то время.

Сказано в 11 отрывке так:

«Хороша Б-жественная мудрость вместе с наследием – на пользу для видящих солнце».

Что имеется в виду? Раши говорит, что к тем поколениям приходила мудрость, и у них была заслуга их отцов. Чем ближе к дарованию Торы, тем более близкой была связь у людей со Вс-вышним. При даровании Торы Б-г лично открылся и сказал: «Я Б-г ваш». 40 лет в пустыне, манну они ели, это прямо от Б-га идет. Они были на живом контакте с Б-гом.

Первый Храм и одновременно 10 чудес, которые доказывали, что Б-г явно присутствует в Храме и в Иерусалиме. Потом 70 лет первое изгнание в Вавилон. Тоже явные чудеса. Пуримская история, которую мы вспоминаем каждый год. Потом вернулись в Израиль. Второй Храм построили. Уже пророков во время Второго Храма не было. Но все еще были в Израиле на прямой связи. Только уже не через слова пророков, а через действия Б-га. Согрешил — заболел, например. Сильно начали грешить друг перед другом, Б-г привёл римлян и они разрушили Второй Храм. Была прямая зависимость без задержек, между действиями и реакцией Б-га.

Всегда, и тогда, и сейчас были праведники, которые обладали руах а-кодеш (святым духом). И вот мне посчастливилось знать праведника — Рава Ицхака Зильбера, благословенна память о праведнике, у которого был руах а-кодеш. К нему приходишь – задаешь вопрос, и он тебе так просто говорит, что делать. И ты спокойно идешь — делаешь, и нет у тебя сомнений.

Был Любавический Ребе, благословенна память о праведнике, к которому люди приходили, и он говорил, что делать и они делали. Я конкретно встречал этих людей. Они делали то, что им говорил праведник: даже, если это было против законов природы, против того, что врачи сказали. Праведники такого уровня – это те, у кого есть руах а-кодеш, и они на прямом контакте с Б-гом.

И царь Соломон говорит, что хороша Б-жественная мудрость вместе с наследием.

А еще лучше Б-жественная мудрость для тех, кто видит солнце. Что имеется в виду? Раши объясняет: видящие солнце – это просто люди, которые живут. Живут и ещё не умерли, и у них есть время и возможность всё исправить. В любое время можно стать на путь добра и вернуться к Б-гу всем сердцем. Это называется ТШУВА. Раскаяние.

Итак, если у тебя есть наследство — Заслуга Отцов — это прекрасно. Особенно это касается евреев, которые со времён Авраама Праотца нашего, шли в каждом поколении умирать за Б-га.

Как было с Авраамом. Чтобы проверить его веру, Царь Нимрод предложил ему выбор. Или служить идолам и отказаться от Б-га или Нимрод бросит его в печь и посмотрим тогда — поможет ему Б-г или нет. Авраам выбрал в печку. И Б-г еще 10 раз проверял его веру.

В общем любой еврей сегодня — это 120 поколений его предков, которые в каждом поколении выбирали «отдавать свои жизни за Б-га». Потому что евреев всегда пытались заставить перейти в другие веры. Особенно в последние 2000 лет изгнания. А до этого были древние греки, которые захватили Храм и поставили в нем идолов. Потом римляне, которые заставляли евреев служить своим идолам. В общем — заслуга отцов, которые умирали за веру в Б-га, есть у всех евреев.

Второе — это доступ к святым людям. Людям, которые 100% своей жизни отдают сегодня Б-гу. Это есть у всех людей в равной мере. Можно найти в любой точки мира людей, которые отказались от материального мира ради служения Б-гу.

Но основное, самое главное — это Б-жественная мудрость. Это святые книги. И они Слава Б-гу доступны сегодня каждому человеку. Интернет рулит))))

И размышляет Царь Соломон дальше в 12 отрывке:

«Когда ты в тени Б-жественной мудрости – это, как в тени серебра. А польза знания ясна: мудрость сохраняет жизнь владеющего ею».

Что имеется в виду? Раши объясняет это так: тот, кто находится в тени Б-жественной мудрости, он находится в тени денег. Почему? Потому что Б-жественная мудрость вызывает богатство, которое к нему придет.

Если ты делаешь все по Б-жественной мудрости, то должны быть деньги. Так написано. Но есть вопрос. Почему некоторые люди, которые находятся в тени Б-жественной мудрости — сидят в ешиве, и у них нет денег? Потому что написано, «тот путь, по которому человек хочет идти, по нему его ведут». Он хочет идти по пути, в котором нет денег. Это его осознанный выбор. Я не видел в ешиве никого, кто хотел бы зарабатывать деньги. Потому, что все, кто хотят зарабатывать деньги – они выходят из ешивы и идут зарабатывать деньги.

Для того чтобы были деньги, тебе нужно к этим деньгам, как минимум, стремиться. И тогда, если у тебя есть Б-ная Мудрость, ты их получишь.

В Пиркей Авот написано: «Прекрасно изучение Торы в сочетании с мирской работой: труд, связанный с обоими занятиями, отвращает мысль от греха». В современном мире в ешиве говорят: нам деньги не важны, мы выбираем Тору в чистом виде, и мы сидим в ешивах.

Это осознанный выбор мира ешив. Поэтому здесь этот отрывок перестает работать. Почему? Потому что выбор идет в сторону того, что деньги не нужны. Три седера ты учишься, и нет места для заработка.

Но бывает, что денег нет, а богатство есть. Что это значит? Подход Торы к богатству объясняется в Пиркей Авот. «Кто называется богатым? — кто доволен своему уделу». Имеется в виду, что бедный — это тот, кому не хватает. А богатый — это тот, у кого в избытке. И если сидит человек в ешиве, целый день «на контакте с Б-гом», ест хлеб, пьет воду и у него из его стипендии в 300 долларов — остаётся лишними 50$ и он их отдаёт на помощь бедным, то его можно называть богатым. А миллионер, который работает без отдыха по 20 часов в день и не может себе яхту хорошую купить — он бедный. Ему не хватает.

И еще есть одна Мишна в Пиркей Авот на эту тему: Тот, кто берет на себя «ярмо Торы», с того Б-г снимает заботу о пропитании и бремя властей (налоги и армия). А тот, кто сбрасывает с себя «ярмо Торы» (строгое выполнение Заповедей и понимание, что только Б-г управляет всем мирозданием) — на того Б-г накладывает заботу о пропитании и бремя властей.

Так что всегда есть выбор — стремиться к деньгам или нет, быть бедным или богатым, брать на себя «ярмо Торы» или сбрасывать его… А результаты выбора «огласит Б-г». Как огласит?Результатами в жизни человека.

А что же значит, что есть преимущество у Б-жественной мудрости над деньгами? Объясняется, что Б-жественная мудрость оживляет того, кто владеют ею и дарует вечную жизнь. Таким образом, если искать в Б-жественной мудрости путь к деньгам – то обязательно они найдутся.

Яркий пример тому сам царь Соломон, который в 12 лет во сне говорил с Б-гом, и Б-г ему лично сказал: «Проси, что хочешь, и я тебе дам. Хочешь богатство? Имущество? Почет? Души твоих врагов?». И царь Соломон сказал, что ничего его не интересует, а хочет он себе только лишь Б-жественную мудрость. И Б-г ответил: «Даю тебе Б-жественную мудрость, а вместе с ней ты получишь богатство, имущество, почет, и души врагов твоих». Все эти вещи Б-г считает важными, раз Он их предложил ему.

Но зачем Б-г дал «души врагов» Соломону? Потому что злодеи были, есть и будут в этом мире. И даже на самого мудрого, святого человека, как царь Соломон, нападают злодеи. Как сейчас злодеи могут нападать на Израиль. Как иногда злодеи нападают на хороших людей. Поэтому все перечисленные вещи важны. И богатство, и имущество, и почет, и души врагов. Если они идут через Б-жественную мудрость.

 

Ицхак Пинтосевич

Exit mobile version