Первая из пяти историй об уме руднянского ребе.
Однажды к руднянскому ребе пришел еврей по имени Бенче Шпунт.
— Шолом-алейхем, ребе, — сказал Бенче, — меня привело к вам дело большой важности. Вы, я думаю, наслышаны, что наша община строит новую баню.
— Алейхем-шолом, — отозвался ребе. — Я, конечно, обо всем наслышан, и я говорю вам: в добрый час!
— Большое спасибо, — сказал Бенче, — но пришел я к вам не ради напутствия, а потому, что дело стоит. Представьте себе, ребе, такую паскудную картину: вместо того, чтобы работать топорами плотники работают языками. Они побросали инструменты, они третий день спорят — и конца этому спору не видно.
— Что же паскудного в этом зрелище? — пожал плечами ребе. — Пусть себе спорят на здоровье, тем более, Шпунт, как вам должно быть известно, в спорах рождается истина.
— Рождаться-то она рождается, — вздохнул Бенче, — но роды слишком уж затянулись, и только одному Б-гу известно, когда, наконец, младенец появится на свет.
С этими словами Шпунт присел к столу и начал излагать дело.
— Я думаю, ребе, вам не надо объяснять, что почти каждая постройка должна иметь не только крышу, но и пол. Это не нами придумано. Вопрос в другом: как настилать пол в бане?
— А что, — поинтересовался ребе, — старый способ уже отменили?
— Нет, — ответил Шпунт, — он все еще годится. Но тут появилось одно темное место, из-за него и разгорелся спор. Видите ли, ребе, если доски отстрогать — они станут скользкими, и люди, упаси Б-г, начнут падать. Если же доски не строгать — люди вместо легкого пара получат в бане одни занозы. Как быть?
Выслушав Шпунта, ребе надолго задумался. Потом он встал из-за стола, огладил бороду и поднял вверх указательный палец правой руки. Это означало, что ребе имеет сообщить нечто весьма важное.
— Бенче, — торжественно объявил он, — вы правы. Здесь есть над чем подумать.
И он думал три дня: понедельник, вторник и среду. В ночь со среды на четверг он тоже не сомкнул глаз. И рано утром, когда истина, наконец, открылась ему, он послал за Шпунтом, потому что никогда не откладывал дело в долгий ящик.
— Бенче, — важно изрек ребе, — я нашел-таки ответ на ваш вопрос. Идите и передайте плотникам мое слово: доски надо обязательно строгать — и класть их строганой стороной вниз.