Еврейский сайт Украины

Особенности трёх народов и их еврейские «преломления»

По разным причинам мне пришлось изучать сравнительную характеристику трёх (когда-то братских) народов — русского, украинского и белорусского.
Одна (но не единственная) из причин — это сравнение евреев — выходцев из этих трёх народов.
Есть авторитетное мнение, что Вс-вышний «разбросал» евреев по разным народам (есть условное число — 70 народов), чтобы евреи взяли лучшее от каждого из народов и потом объединились, принеся с собой эти лучшие качества.
На языке каббалы эти лучшие качества называются «искры».
А весь процесс — сбором искр, «рассыпавшихся» в народы мира.
При этом надо понимать, что иногда евреи могут (неосторожно) «заразиться» негативными качествами характера народа среди которого они проживали.
Эти негативные качества на языке каббалы называются клипот (обломки скорлупы).
И от негативных качеств важно очищаться (или не заражаться — что звучит актуально в свете нынешнего процесса гигиены — защиты от Covid-19).
В этом нашем разборе мы не будем заниматься разбором «клипот» (негатива), но только сфокусируемся на позитивном разборе «искр» — сокровищ трёх народов.
Недавно мне повезло столкнуться с маленькой заметкой одного антрополога в которой он решал подобную задачу, сравнивая фольклор трёх народов.
В частности автор сравнивал мифологию народов в контексте борьбы героев каждого народа с «чертями» (или другой «нечистой силой»).
Чуть ниже мы объясним смысл именно такого анализа.
А сейчас — его выводы.
Русский герой вступает в сражение (воюет) с «оппонентом» и побеждает.
Украинский герой использует хитрость и перехитряет оппонента.
Белорусский герой приглашает «черта» домой — согревает его и кормит «вкусностями».
И «черт» теряет свою враждебность, «расслабляется» и герой с оппонентом становятся друзьями.
В комментарии автор (из Беларуси) объясняет что белорусский герой считает, что «черт» такой злобный — потому что «черту» «неуютно» в жизни и если его «приголубить», «обогреть» и «накормить» — «черт» раздобреет и из врага превратится в друга.
Итак, подведем итог трёх «искр»:
Русский — воюет
Украинец — перехитряет
Белорус — «пригревает».
И эти искры присущи не только трем народам, но и евреям — выходцам из этих трёх народов.
Недавно я, вспомнив об этом антропологическом разборе — понял ещё одну простую истину.
Русские — всегда были амбициозными (большая империя).
И им важно было доказать себе и миру — свою силу и важность.
Поэтому русские иногда даже сами себе создают трудности (вызовы), чтобы их успешно преодолевать, доказывая свою «великость».
Украинцы — себя ощущают как «тоже важный народ».
Но им всегда приходилось быть в «тени» русского «гиганта».
И так как русский народ «больше» — украинцы побеждали не силой, но «хитростью».
И хитрость тут не негативный компонент, но проявление «смекалки», «сложности ума».
То есть украинец понимал что «в лоб» конкурировать с русским ему не под силу — и это стимулировало его умение искать «сложные» (хитрые) решения.
Кстати важно понять, что в русском языке тяжело найти правильный термин описывающий сложное мышление в позитивном контексте.
На ум сразу приходит термин «хитрый» и русское сознание начинает видеть в этом «подвох», думая, что его хотят обмануть (перехитрить).
И есть ощущение, что отсутствие нормального позитивного термина для сложного мышления — это проблема, которая в том числе не позволяет русским нормально относиться к украинцам (а также американцам).
Украинцев все время подозревают в хитрости (против русских) в то время как украинцы просто ищут более «хитрое» решение — чтобы решить проблему «меньшими силами».
Важный момент:
В английском языке есть термин sophisticated
«Полюбуемся» на его перевод на русский язык —
1) лишённый простоты, естественности; изощрённый, утончённый (о вкусе, манерах)
2) искушённый в житейских делах, опытный
3) отвечающий изощрённому вкусу (о книге, музыке и т.п.)
4) обманчивый, вводящий в заблуждение
5) сложный, тонкий (о приборе, машине, системе и т.п.)
Мы увидим как тяжело русскоязычному «уху» воспринять это качество в его позитивном аспекте и насколько здесь скрыта неоднозначность.
Белорус — глядя на конкуренцию между «сильным» и «сложно-умным» решает, что ему нет смысла конкурировать в пространстве двух «больших» игроков.
И белорус вырабатывает не менее ценную позицию — «а мне итак хорошо».
То есть белорус умеет радоваться своему и умеет «не раздувать» свои амбиции, так как ему бесполезно спорить с «соседями».
Можно обратить внимание на самоназвание «БЕЛО»-рус.
Белый цвет — самый «пассивный» и самодостаточный.
Белый ни с кем не конкурирует.
Ему итак хорошо.
Кстати мне вспомнилось воспоминание детства.
Если на грязное и неухоженное место выпадает белый снег, то он покрывает все своей белизной — и место перестает ощущаться проблемным а ощущается как гармоничное (уже все хорошо).
То есть снег МЯГКО «убирает» (скрывает) источники (дискомфорта), позволяя просто не обращать на них внимание.
БЕЛАРУСЬ И КОРОНАВИРУС
(ОСОБЫЙ ПУТЬ ЛУКАШЕНКО)
Кстати — этот анализ помогает понять то за счёт чего Лукашенко выбрал «свой» путь в решении коронавирусной проблемы.
Лукашенко понимает, что люди смертны и какое-то количество людей (в данном случае белорусов) итак умрут от вируса.
Но если не обращать на это внимания — то все остальные спокойно будут жить дальше.
В то время как почти все другие страны «раздули» из вируса проблему и борятся с вирусом «теряя» на борьбу огромные ресурсы.
И медиа помогает «раздуть» панику вокруг ситуации, подсчитывая умерших (и не уточняя что условно говоря более половины умерших это дома престарелых и ночлежки)
Белорусы же просто говорят — «расслабьтесь, кому суждено — умрут, а остальные пусть продолжают радоваться жизни».
Подчеркнем — мы не утверждаем, что белорусы однозначно правы и можно ничего не делать и расслабиться.
Но важно понять, что нет в этой ситуации единственно правильного подхода — а есть варианты и ВЫБОР между ними.
Белорусы умеют «не надрываться» но уметь радоваться тому что у них есть.
И я не уверен, что это плохой путь.
Более того — стоит уважать Лукашенко за умение противостоять давлению остального мира и сохранению своей позиции.
Далее — надо понять, что развитие прогресса происходит через «хитрых» (sophisticated), которые ищут (на «свою голову») проблем и решают их — даря миру новые достижения.
Но иногда умение «не запариваться», «пустить ситуацию на самотёк» — может быть более уместным, чем «надрываться» и «забивать себе голову».
И поэтому может неожиданно оказаться (хотя я не настаиваю на единственно правильном подходе) что подход белорусов к коронавирус будет более эффективным в определенных ситуациях — чем все эти «нечеловеческие» усилия по карантинной остановке всего социума….
При этом — белорусы могут позволить себе быть более бедными чем соседи.
Им не обязательно «напрягаться» ради прогресса.
Их ментальный подход позволяет «расслабиться» и иметь удовольствие от того минимума, который у них есть.
Не зря — фирменное блюдо беларусов — картошка (бульба).
Картошка — наиболее непритязательное блюдо.
Но оно вполне «сытное».
Также картошка круглая (бульба как и булка — от слова «круглый» сравни английское ball — мяч /круглый/).
Круглый означает отсутствие [острых] углов — гармонию того что имеем.
Острый угол (как нож) символизирует вызов и пятиконечная звезда русских или трезубец украинцев — это острия — против вызовов.
Русские со своей звездой как бы «ощетинились» во все стороны.
Белорусы с круглой «бульбой» (картошкой) имеют все что им надо и не собираются «напрягаться» в поисках «разносолов».
А если что не так, то они «накроют» проблему БЕЛЫМ «маск-халатом» и у них опять будет всё спокойно…
Обратим внимание — мы не критиковали ни одну из трёх позиций.
Мы выделили три варианта реакции на вызов.
Или воевать, показывая силу.
Или перехитрять, показывая ум.
Или «расслабиться» и снять ненужное напряжение.
Все три — молодцы, и лучший вариант — уметь выбрать то, что наиболее уместно не только для ситуации, но и для характера человека и общества.

А теперь — бонус.
Одна из причин по которой я занялся этим анализом — это моё участие в «шидухах» — в поисках правильных партнёров для женитьбы..
Когда у религиозного еврея в семье несколько детей — очень важно увидеть что все дети — разные и каждому нужно найти партнёра под стать его характеру.
Есть еврейские дети амбициозные и sophisticated.
А есть дети простые и гармоничные в своей простоте.
И анализируя широкий круг своих друзей я увидел, что те мои еврейские друзья, которые неамбициозные (например немного зарабатывают) лучше всего себя чувствуют с женами из Беларуси (беларусскими еврейками), которые не упрекают мужей за малую зарплату, а просто спокойно живут и гармонично строят семью, умея радоваться тому что есть.
При этом уточню, что беларусское еврейство — имеет серьезный интеллектуальный потенциал, но уже по другой причине.
Двести с лишним лет назад — Украина породила хасидизм.
А оппонентом «Украине» была интеллектуальная еврейская Литва (во главе с Виленским Гаоном).
И еврейская Беларусь — оказалась между еврейской Литвой и еврейской Украиной — и породила «гибрид» литваков и хасидов — в виде интеллектуального хасидизма Хабада.
А также Витебского гения живописи — величайшего еврейского художника — Марка Шагала.
Поэтому — еврейский мир не «одномерный», но более комплексный.
Но вышеуказанные тренды стоит осознавать и учитывать.

И также «украинский» хасидизм — это достаточно комплексный феномен.
Поэтому еврейские измерения нашей темы — позволяют выстраивать гораздо более «нелинейные» схемы.

Но нам важно сначала как бы разобраться в «одномерных» корнях и истоках.
И это поможет нам более адекватно работать со сложной реальностью, опираясь на ресурсы (искры) присущие каждому этносу.
И также нам пора привыкать к разнообразию мира, чтобы уметь различать разные «тренды» и правильно выбирать «ключи» к успеху.

Exit mobile version