В начале 8 главы царь Соломон нам объяснял, что в этом мире много зла. Б-г ждет, он долготерпеливый. Но когда зло накапливается – приходит раздача.
В 14 отрывке царь Соломон говорит:
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, которым воздается как злодеям, и есть злодеи, которым воздается по делам праведников; сказал я, что и это – суета.
Бывает, живет праведник, а тут его в тюрьму посадили или ограбили, или избили. А есть злодеи, что им приходит то, что должно быть для праведников. Написано, в Псалмах, что цадик расцветет как пальма. А тут смотришь на злодея – он цветет как пальма.
И царь Соломон говорит, что это все – иллюзия. Что имеется в виду? Здесь идет речь о нескольких аспектах. Один из аспектов, который имеется в виду, это то, что когда мы смотрим на ситуацию со своей точки зрения — мы проецируем некую иллюзию. То есть происходит формирование иллюзии на иллюзию.
Царь Соломон начал с того, что вся эта ситуация – иллюзорна и закончил, что она иллюзия и суета. Давайте разберемся в этом.
Первый вариант – человек бедный, ходит в простой белой застиранной рубашечке и в туфлях с дырками, с Талмудом, в очках. Он цадик (праведный человек, который не делает зла вообще), а денег у него нет. И дети у него плачут. Мы говорим: Вот несчастный человек, бедствует.
А он, на самом деле, не бедствует. Он счастливый по-своему. Он учится, постигает тайны мироздания. Благодарит Б-га, что утром проснулся, и дети хоть и голодают, но здоровые. Уровень его счастья на самом деле может зашкаливать. А со стороны кажется, что ему плохо. Это – первый вариант.
Второй вариант – когда действительно человеку плохо. Этот вариант не так понятен. Он разбирается в Талмуде, в трактате Брахот. Моше Рабейну (Моисей) спрашивал этот вопрос у Б-га. Он говорил: «Объясни мне глубину Своего суда. Почему есть праведник, и ему хорошо, а есть другой праведник, и ему плохо? И тот праведник, и тот праведник. Есть злодей и ему хорошо, есть злодей, и ему плохо. И тот злодей, и тот злодей».
Б-г ему дал ответ по-простому. Есть простые законы, которые влияют на состояние человека. Есть, например, такой закон, что праведник может быть сыном злодея, или сыном праведника. Поэтому на его жизнь идёт влияние предыдущих поколений. По простому, одному оставили в наследство миллиард долларов, а другому — плохую репутацию и астму или другое наследственное заболевание.
Талмуд говорит, что нельзя так сказать, потому что Б-г не наказывает за грехи отцов, если человек сам не грешит. А праведник потому так и называется, что он не грешит.
Но тем не менее, если Талмуд это предположил, значит, такой закон действует. То есть действует на ребенка то, что было с его отцом. Это однозначно действует. Просто этим нельзя объяснить глубинно, что он же цадик сейчас. И раз он цадик, он должен выйти из этих причинно-следственных связей.
В общем, дается второй вариант, что может один 100% цадик, а второй – не 100% цадик. На что Талмуд отвечает, что тогда сам вопрос — не вопрос. Именно сравниваются два настоящих цадика и два настоящих злодея. И одному хорошо, а другому плохо. А если они не одинаковые — так понятно почему их состояние отличается. Значит, он настоящий цадик. Но все равно действует это правило на 100%.
Почему? В Мишлей говорится, что тот, кто слаб в своей работе, не доделывает ее до конца, он как брат тому, кто портит. И объясняется, что есть цадик, у которого потенциал намного больше, чем он сейчас реализовывает. И он как будто нарушает.
Почему? Потому что он слабый в своей работе, не до конца реализовал свои возможности. Возможно, это тоже является объяснением, почему есть праведник, которому хорошо и праведник, которому плохо.
Два человека поднимают штангу на 100 кг. Но один мог бы поднять 200 кг, а для второго 100 кг — это максимум. Значит тот, кто мог бы 200 кг поднять — недорабатывает. А по факту они подняли абсолютно одинаковый вес.
Так какой же окончательный ответ? Нет ответа! Б-г этот мир так специально сделал, чтобы нельзя было все полностью просчитать. И Б-г Моше Рабейну (Учителю нашему) отвечает, что Он может смилостивиться над тем, над кем хочет, может гневаться на того, на кого желает. То есть это Его мир, мир Б-га. Есть в этом мире абсолютно точные законы, и у Б-га есть еще свобода действий. Он может делать то, что хочет.
Также есть еще такое понятие, как «Страдание из любви». Великим праведникам Б-г дает возможность здесь преодолевать свою человеческую природу на самом высоком уровне. С ними борются и их испытывают, а они поднимаются выше человеческой (животной) природы.
Валерий Борзов, когда готовился к Олимпиаде, ему уже ничего не помогало, а он хотел еще быстрее бегать. Он делал такое упражнение: поднимался на 2 метра в высоту и прыгал сверху вниз, чтобы огромную нагрузку дать на ноги, в несколько тонн. И он прыгал вниз, на землю и потом с земли через барьер.
Таким образом, чем сильнее человек преодолевает сопротивление, тем сильнее он поднимается. Написано в Пиркей Авот: «Чем больше страдание, тем больше награда». То есть если ты выполняешь заповеди Б-га, преодолевая страдания, то награда за них намного больше.
Рассказывал рав Зильбер, благословенна память о праведнике, как в лагерях праздновал Песах. Как ему жена проносила мацу, рискуя жизнью. Как ему принесли ребенка, а в валеночках были спрятаны тфилины маленькие. Он знал, что ему за это могут дать лишних несколько лет тюрьмы и всё равно выбирал выполнять Заповеди Б-га.
Был в Рыбницах (Молдавия) такой ребе, который тоже прошел всю войну, оккупацию, потом все советское время, и он полностью оставался религиозным евреем без малейшего послабления. Я слышал, что он каждый день окунался в микву (в реку или родник), независимо от времени года.
И вот встретились они потом в Израиле. Два великих праведника, которые прошли невероятные страдания в советское время. И Б-г дал им счастье в конце жизни переехать жить в Иерусалим. Ночью вместо того, чтобы спать, они учат Талмуд. Молятся с первыми лучами солнца. И говорят: «Нет сейчас у нас таких заповедей, как были тогда. Тогда мы служили, выполняли заповеди, рискуя жизнью, и тогда это была совсем другая реальность, другой уровень».
Вот в 14 отрывке царь Соломон говорит, что есть такая иллюзия, что иногда цадик страдает, как обычно наказывают злодеев. А иногда со злодеем Б-г поступает, как с цадиком, но это все равно иллюзия. А в реальности – надо Б-гу служить, надо быть цадиком, а не злодеем. Даже если злодей временно получает какую-то награду, то это все равно не говорит о том, что надо быть как он.
Дальше царь Соломон уходит от этой грустной, печальной темы о расплате, о грехе, о наказании и говорит в 15 отрывке:
И прославлял я радость. Потому что нет лучшего блага для человека под солнцем, чем кушать, пить, и радоваться.
Так и пишет, что кушать и пить, и радоваться.
И это будет его сопровождать в его труде все дни его жизни, которые дал ему Б-г под солнцем.
Он говорит, что все это иллюзия, невозможно это ни понять, ни просчитать, ни предсказать. Поэтому что надо делать? Радоваться, пока радуется. Есть время радоваться, вот и радуйся.
Раши говорит, чтобы человек был рад своему уделу. Должен человек радоваться, какой бы удел ему Б-г не дал. И заниматься прямыми приказами Б-га, радующими сердце. И не должен он прямо погружаться в то, чтобы умножать свое имущество. Особенно если это делается запрещенным путем. Вот страшное дело.
Был я недавно под Харьковом и читал: один человек занял деньги под проценты или жена его заняла деньги под проценты. Потом проценты поднялись. Суд присудил, чтобы у него забрали дом. Пришли забирать у него дом. Он взял ружье и застрелил 3 человека, взял заложника. А потом этого человека убили. Конечно, это все очень нерадостно, поэтому и говорит нам царь Соломон, что нужно радоваться своему уделу и заниматься прямыми делами.
В «Мишлей» (притчах) он объясняет, что такое «прямыми делами». Он говорит: «Сон земледельца – всегда крепок». Потому что у земледельца одна забота – обрабатывать землю. И у него голова не особо занята. Собрал он урожай, не собрал он урожай – все равно он спит крепко, потому что есть у него физическая работа, и свежий воздух.
А те, кто зарабатывают процентами, грабежом, они не будут рады своему уделу. И тот, кто все время гонится за имуществом, – продолжает Раши, – придет к преступлениям: к грабежу и обману.
Второе, что Раши говорит, чему обязательно нужно радоваться. В деньгах надо радоваться своему уделу. А в жизни надо радоваться своей жене. Почему? Потому что если человек не будет радоваться жене своей, тогда он будет гнаться за другими женщинами. И, в конце концов, придет к тому, что будет думать о какой-то замужней женщине. А если он будет думать о замужней женщине, то это нарушение заповеди. Написано: «Не возжелай жену ближнего своего». Даже если он не осознанно хочет.
Посмотрел журнал и думает, вот это красивая женщина. Она просто ему понравилась, а она — замужем. Проблема может быть. Может быть он нарушил 10 заповедь «Не возжелай жену ближнего»? А мужчина даже не знал, что она замужем. Он просто смотрел рекламу или фильм какой-то.
А что значит «кушать и пить»? Это значит — радоваться своему уделу, это по-простому. Кушай и пей то, что тебе дал Б-г. Но есть еще Мидраш, который говорит, что везде, где написано «еда» и «питье» в книге Коэлет — это говорится об изучении Торы. Это не говорится об объедании. Это говорится об изучении Торы. Как сказал пророк Йешаягу: «Идите, изучайте Тору. И все будет хорошо.
Еще раз 15 отрывок полностью звучит так: «И прославлял я радость, потому что нет для человека другого блага, как только кушать, пить, и радоваться». То есть, если понимать «кушать» и «пить» по-простому: то надо сидеть, кушать, пить и радоваться. Если глубже погрузиться в понимание, то надо изучать Тору и радоваться. И это то, что будет его сопровождать в его труде все дни жизни его, потому что труд будет всегда. И это то, что дал ему Б-г под солнцем.
В 16-м отрывке царь Соломон продолжает:
Когда склонил я сердце свое познать мудрость и понять то дело, которое творится на земле, так что ни днем, ни ночью во сне не смыкались глаза.
У кого много имущества – много у него забот. Есть такой бизнесмен — Фирташ его фамилия. Очень крутой бизнесмен. Он управляет миллиардами долларов. Сейчас у него арестовали 100 объектов недвижимости. И конкурентов у него – нереальное количество.
И Царь Соломон видел, что тот, кто не радуется своему уделу, гонится за имуществом, не кушает и не пьет, не изучает Тору, не занимается простыми и понятными делами, тот не видит сна. Человек, который гонится за какими-то иллюзиями, он не спит ночами. Ему все время что-то надо. И он не насыщается тем, что имеет.