Уже в 12-й раз фестиваль открывает очередной сезон классической музыки в столице Германии. Его художественный руководитель Винрих Хопп неизменно преуспевает в своих ежегодных стараниях задать высокий уровень последующим концертным и фестивальным акциям не только в Берлине, но и во всей Германии. И делает это не только благодаря приглашению на Musikfest Berlin всемирно известных исполнителей, но и при помощи оригинальных концептуальных задумок, помогающих проникнуться глубинными значениями шедевров музыки прошлого и настоящего.
Девиз нынешнего фестиваля – «Буйствующий порядок». Это фрагмент цитаты Антонена Арто, создателя «театра жестокости». Его устремления к утверждению на театральной сцене новаторских концепций были подстегнуты поездкой в Мексику и изучением жизни племени тараумара. И вся вышеперечисленная мозаика фактов сложилась в концерт, которым откроется фестиваль и в котором прозвучит масштабное сочинение немецкого композитора Вольфганга Рима, воплощающего в музыке эстетические идеи Арто. В исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Дэниэла Хардинга, чтеца и шести мастеров игры на ударных инструментах прозвучит вся музыка к танцевальной поэме «Тутугури». Импульсом к ее созданию явилось прочтение одноименного стихотворения Арто, в свое время вошедшего в радиопостановку «Покончить с божьим судом» и замешенного опять-таки на мексиканских впечатлениях. Сей концерт является еще и вкладом Berliner Festspiele, компании – организатора фестиваля, в проходящий ныне Перекрестный год Германии и Мексики.
В программе Musikfest Berlin Хопп подчеркивает, сколь тесно взаимодействует музыка не только с театральными действами, но и с миром кино. Так, 4 сентября в Берлинской филармонии выступит оркестр британца Джона Уилсона, который изначально нацелил свой коллектив на исполнение фрагментов из старых мюзиклов голливудской кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. В программе сочинения таких американских композиторов еврейского происхождения, как Ирвинг Берлин, Николас Бродский, Джордж Гершвин, Джером Керн, Андре Превин, предки которых в разное время вынуждены были эмигрировать из Российской империи или Германии. Но если в этом случае музыка будет только напоминать о любимых фильмах прошлого, то 16 сентября в Konzerthaus Berlin полностью покажут эпический фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», музыку к которому написал Сергей Прокофьев. В этом году отмечается 125-летие со дня его рождения, и в честь юбилея реконструированная киномузыка будет впервые в истории исполнена непосредственно во время показа картины. Исполнители – Марина Пруденская (альт), Александр Виноградов (бас), Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin под управлением Франка Штробеля и хор Берлинского радио. Еще один кинопоказ в сопровождении «живого» исполнения намечен на 9 сентября. В Haus der Berliner Festspiele продемонстрируют ленту голландской арт-группы 33 1/3 Collective. Видео «No More Masterpieces» («Не надо больше шедевров») сопроводит концерт для 16 исполнителей «Серафен» Вольфганга Рима, вдохновленный радикальным и провокационным манифестом Арто, написанным для сборника «Театр и его Двойник». Дирижировать этим произведением будет немецкий композитор Маттиас Пинчер. Он скооперировался с Ensemble intercontemporain – коллективом, который основал Пьер Булез, скончавшийся в январе этого года.
Памяти Булеза посвящена специальная программа (12.09, Камерный зал Берлинской филармонии), в которой произведения для фортепиано композитора-дирижера исполнят Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович. В том же зале утром 4 сентября состоится еще один концерт-посвящение. Он приурочен к 150-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера Феруччио Бузони, который прекрасно чувствовал не только сочинения композиторов прошлого и современную ему музыку, но и провидел будущее искусства. Его транскрипции произведений Баха и Моцарта исполнит фортепианный дуэт GrauSchumacher. После концерта откроется выставка «Бузони: свобода искусства звука» (Берлинская библиотека искусств).
Несомненно, большой интерес у публики вызовет приезд одного из самых значительных композиторов современности Джона Адамса. Он будет дирижировать своими произведениями «Учение о гармонии» и «Шехерезада 2» (15–17 сентября), которые исполнит оркестр Berliner Philharmoniker. Его будущий главный дирижер Кирилл Петренко сейчас возглавляет Баварский государственный оркестр, с которым на фестивале исполнит сочинения Дьёрдя Лигети, Белы Бартока и Рихарда Штрауса (14.09). Кудесник ударных инструментов, любимец публики и критиков Мартин Грубингер в сопровождении Deutsches Symphonie-Orchester Berlin под руководством Якуба Хруши исполнит «Trurliade-Zone Zero» – новейшее произведение австрийского композитора Ольги Нойвирт (11.09). Под конец фестиваля, 18 сентября, кёльнский ансамбль Musikfabrik представит занятную программу, составленную из сочинений заядлого экспериментатора Эдгара Вареза и Фрэнка Заппы, музыка которого никак не вписывалась в привычные рамки рок-канонов.
Сергей ГАВРИЛОВ
Программа фестиваля: www.berlinerfestspiele.de