«И узнал я, что нет ничего хорошего в жизни кроме как радоваться и делать добро»
То есть, не гонись ни за чем конкретным. Ничего само по себе не имеет значения. Имеет значение только радость и добро, которое ты получаешь — когда достигаешь желаемого.
Также Соломон говорит:
«Каждый человек, который кушает и пьет, и видит добро в своем труде»
То есть у него получается то, что он делает.
«Он должен знать, что это подарок от Бога»
То есть, человек не должен говорить, что это он заработал, а знать, что это подарок. То, что ты делал – ты молодец, и должен делать. Многие делают даже больше, чем ты. Но то, что ты получил результат – это от Бога. Радуйся этому!
«Узнал я, все, что делает Бог – это навечно»
Все, что Бог сделал в 6 дней творения – он сделал навечно. И законы природы, и то, как запрограммирован человек, и инстинкты.
«И нельзя на это добавить, и нельзя отсюда убрать. И Бог делает, чтобы боялись перед Ним»
Например, откуда мы вообще знаем, что есть Бог? 10 казней египетских, раступление моря, все эти катаклизмы и чудеса (нарушение естественного хода вещей). Зачем это Бог делает? Чтобы боялись перед Ним, чтобы знали, что Он есть. Что мир – это не просто запрограммированный механизм, а Бог присутствует, управляет и делает чудеса.
«То, что было, уже сделано»
То, что раньше было, уже прошло и сделано.
«Тот, кто гнался за ближним и сделал ему зло – уже сделал»
Например, человек кого-то убил.
«И также то, что в будущем должно произойти – уже было»
Очень интересная вещь. Это значит, что уже было постановление на Небесах, что человек может сделать кому-то зло, даже если он только собирается это сделать.
«И Бог спросит за того, за кем гнались»
Мудрец Гилель смотрел, как по речке плывет череп. И сказал: «За то, что ты топил, утопили тебя. Но за то, что утопят тебя, они будут утоплены». Это очень глубокая тема.
В Торе написано, что Бог сказал Аврааму, что твои потомки буду изнуряемы, угнетаемы в чужой земле, будут рабами в Египте. Потом, когда египтяне были уничтожены, ангел Египта обратился к Богу и спросил, а за что в принципе наказание? Ведь это было Твое постановление, что евреи будут угнетаемы. А египтяне просто выполняли задание. А Бог говорит: «Нет, они не выполняли задание, они делали то, что хотели делать (угнетать), за это им наказание». То есть у них был выбор: угнетать или нет, убивать или нет.
И это наказание должно было произойти. Без воли Небес ничего не может произойти. Но кем и как будет это сделано – мы не знаем. Но мы знаем, что Бог дальше продолжит эту цепочку, потому что «Бог взыщет с преследователя».
«Еще он видел под солнцем место Суда, и там злодеи, место справедливости – и там злодеи»
Что имеется в виду? Что в суде должны сидеть судьи и справедливо судить, а там злодеи. То есть нет справедливости в этом мире.
Есть известная история, как один человек дал взятку судье. И второй дал. Один дал больше, другой меньше. Судья думает, что же делать. Он отдал одному разницу, чтобы была взятка одинаковая, чтобы судить честно!
В месте, где должны сидеть справедливые люди, там может сидеть и злодей, и спорить с ними. Если человек – праведник, а вокруг злодеи, то у него руки связаны. В Торе написано «к справедливости, к справедливости стремись». Два раза написано «к справедливости». Одно из объяснений, что ты можешь стремиться к справедливости только справедливым путем. Ты не можешь обмануть, чтобы восстановить справедливость.
Например, привел человек двух лжесвидетелей и говорит, что ты ему должен денег. Он обманывает. Но ты не можешь в ответ привести еще двух лжесвидетелей, и сказать, что тот у тебя украл машину.
«Сказал я в сердце: и цадика, и злодея будет судить Бог»
То есть Бог контролирует всю систему. И он в любом случае восстановит справедливость.
«Есть время и срок для каждого дела, для каждого предмета»
То есть, рано или поздно справедливость будет восстановлена, потому что Бог видит всю систему и выносит справедливые решения.
Что говорят мудрецы? Что есть цадик, который ошибся и есть злодей, который его обманул. Но Бог будет их судить, и каждому даст воздаяние за то зло, которое они сделали. Придет расплата даже за желание сделать плохое. То есть у Бога есть учет всех мероприятий.
Как написано в Пиркей Авот, посмотри на три вещи, и ты не придешь к преступлению. Знай, что сверху тебя глаз видит, ухо слышит, а все твои дела записываются в книгу.
Сейчас приближается День Суда (РОШ аШАНА), когда эти книги достаются и смотрятся, потом приближается Йом-Кипур, когда есть возможность исправиться и раскаяться. И тогда эти книги могут стереться.
Сейчас наши восточные братья евреи (сфарадим) встают до восхода солнца, читают молитвы о прощении. Просят у Бога прощения за то, что не выполняли свой долг перед Богом, стараются исправить свои отношения с людьми. Потому что есть отношения между людьми, а есть отношения с Богом. Они очень сочетаются, так как написано, что тот, кого любят люди, того любит Бог. И когда ты с людьми вступаешь в конфликт (есть заповеди между человеком и Богом, а есть – между человеком и человеком), то это не хорошо.
«Сказал я в сердце своем: как люди ведут себя»
Люди проясняют и проявляют величие Бога. И когда они смотрят с этой Божественной позиции на себя, то они видят себя как животных. Когда ты видишь разницу между божественным и животным, то можешь найти в себе это животное.
Многие люди, которые углубляются в духовное, начинают отрицать свое человеческое.
19 отрывок:
«С людьми, как и с животными. И один случай: как умрет этот, так умрет и этот».
«Есть один дух на всех. И преимущества человека над животным нету. Потому что все это –суета»
Следующий отрывок
«Все идет в могилу. Все из праха взято, и все возвратится в прах»
Если возьмем таблицу Менделеева, то весь материальный мир состоит из праха, который как-то организовывается и потом возвращается обратно. Каждый день умирает 150-200 тыс человек. Рождается 300 тыс.
«Кто знает разницу, дух человека поднимается вверх, а дух животного спускается вниз»
Тот, кто знает Бога и свою духовную составляющую, свою душу, дух того поднимается вверх. А если человек живет как животное, то его дух тоже спускается в землю.
Последний отрывок:
«И увидел я, что нет добра в этом мире. А только пусть радуется человек своим делам, потому что в этом его удел. Кто приведет его увидеть, что будет после него»
У Царя Соломона был дух пророчества, и он страдает. Он старается для Бога, самый мудрый из людей, а что оставил он после себя?
2 колена Израиля остается у его сына, 10 колен отходит. Он всю жизнь старался, строил Храм, служил Богу, приближал евреев к Торе, а его сын теряет страну. И Йеровам, который становится царем над 10 коленами (Царство Израиль) ставит двух идолов, которым заставляет служить весь народ.
Поэтому Царь Соломон говорит, что надо радоваться своим делам. Что нет добра и счастья во всех аспектах, а только радоваться должен человек своему имуществу, которое он собрал делами своих рук, кушать и радоваться от этого, потому что это его удел. Эта радость – единственная польза. Потому что, когда он умрет и оставит имущество сыновьям, которые идут после него, он не увидит радость, которая будет у его сыновей.
Главная мысль – никто не знает, что будет завтра. А поэтому, если ты не знаешь, уделяй внимание своему сегодня. В изучении Торы и радости.