Замолк соловей, певший на идиш
В пятницу, 21-го апреля, её не стало. Ушла несравненная Нехама Лифшицайте. Замолк соловей, певший на идиш. Ещё её называли поющим символом не уничтоженного советского еврейства…
Сегодня Нехаму Юделевну похоронили.
«Она была символом еврейской песни, одним из немногих тогда, но ярким и убедительным доказательством того, что культура на идиш еще жива, что она нужна народу, что еврейский дух в нем остался, несмотря на недавно пережитую Катастрофу и совсем недавнюю антисемитскую кампанию травли и полного, как тогда казалось, разгрома еврейской культуры в СССР, развязанной Сталиным.
То, что эта хрупкая девушка, недавняя выпускница Вильнюсской консерватории, талантливая и перспективная певица, вышла на сцену с еврейскими песнями, было мужественным гражданским поступком. Прошло всего три года после смерти тирана, всего четыре после расстрела ведущих еврейских писателей в подвалах Лубянки. Еще долго после этого евреи боялись признаваться в своем еврействе, тем более афишировать его. Для многих посещение концертов Лифшицайте стало coming out, публичным возвращением в народ. Она собирала огромные залы. Ее выступления становились демонстрациями пробуждения национального самосознания.
Конечно, все это стало возможным, благодаря «хрущевской оттепели». Песни на идише стали включать в свой репертуар и звезды тогдашней советской эстрады еврейского происхождения – Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Лариса Мондрус… Некоторые еврейские артисты, выступали с программами, полностью состоящими из произведений на идише. Нехама Лифшицайте отличалась и от них. Она не перемежала песни скетчами, превращая свои концерты в местечковый стенд-ап, только пела – в собственной манере, когда песня становится маленьким спектаклем.
Едва «оттепель» кончилась, стали последовательно сворачивать эти еврейские вольности. Звезд советской эстрады, позволяющих себе выступать и на идише, отлучили от телевидения. Многие из них эмигрировали. Перед еврейскими артистами практически закрыли крупные города и большие залы. Нехаме давали возможность выступать лишь в глухой провинции, где и евреев-то было немного. С ее вокальными данными она вполне могла переключиться на более приемлемый репертуар. Не захотела.
В 1969 году репатриировалась в Израиль. Сменила литовский вариант своей фамилии на исконный – Лифшиц. Опубликовала воспоминания, где рассказала всю правду об антисемитизме в СССР. Много выступала – в Израиле и по всему миру.
Ивритом она владела с детства. Училась в еврейской гимназии в Ковно, директором которой был ее отец. Идиш в Израиле был в загоне. Нехама могла перейти на иврит и сделать успешную карьеру на основном языке страны. Но не стала. Продолжила свою борьбу за свой язык, за свою культуру и здесь.
Открыла собственную студию. Воспитала многих еврейских певцов и артистов, которые стали профессионалами и выступали на идише, благодаря ей. В уже преклонном возрасте возглавила Совет по идишу в Израиле. Умерла не просто выдающаяся певица – явление в нашей культуре.
Ее похоронят 23-го. Вечером Израиль встанет и замрет под сирену в честь Дня Катастрофы и героизма европейских евреев. Многие в эту минуту вспомнят и Нехаму, которая олицетворяла и Катасрофу и героизм.» (Юрий Каннер)
Не мог не поехать сегодня в Тель-Авив. Был в её доме, видел дочь, родственников. Удивительная семья. Атмосфера добра и интеллигентности.
Жила она на улице Амос, на улице, названной в честь пророка, родившегося в Текоа.
Несколько фотографий, сделанных 23.04.2017.