Борьба с антисемитизмом: от имитации к реальности
Европейские страны и Израиль в один голос критикуют Украину как одну из самых антисемитских стран Европы. Группа мониторинга прав национальных меньшинств в ответ приводит статистику, которая фиксирует меньше 30 случаев проявления антисемитизма за 2017 год. Общественные организации перебрасываются цифрами, фактами и именами. На конференциях и круглых столах определяют уровень ксенофобии в стране. В процессе этих ожесточенных выяснений мы забыли дать ответ на первостепенный вопрос: что такое антисемитизм?
Я приехала на Европейский Форум по антисемитизму как Вице-президент Европейского Союза Еврейских Студентов и встретилась с делегацией из Украины уже за круглым столом.
На Форуме присутствовали представители европейских стран и США. В основном это были либо главы общин, либо президенты больших правозащитных организаций. Темой Форума было обсуждение рабочей дефиниции антисемитизма («Working definition for Antisemitism»). Основное внимание было приковано к представителям из Польши, так как главной повесткой дня стало принятие поправок к закону об Институте национальной памяти. Каждый из представителей рассказывал, с какими проблемами сталкиваются еврейские общины их странах. Тут и запрет kosher meat (ритуальное убийство животных приносит жертвам невыносимые страдания), и пропаганда запрета на обрезание у мальчиков (родители не имеют права делать за ребенка такой выбор!), и открытые нападения на евреев, и латентный антисемитизм.
На шестом часу Форума, когда все уже изрядно подустали, слово дали директору Украинского Еврейского Комитета Эдуарду Долинскому, который на протяжении четверти часа расписывал все ужасы, которые творятся в Украине, и как евреям приходится бороться с волной обострившегося национализма (читай: антисемитизма). Глаза присутствующих округлились: «Нужно срочно что-то делать!». Так как началось активное обсуждение, мою поднятую руку заметили спустя минут десять.
Я, как коренная киевлянка, ни разу не сталкивалась с ужасами, описанными Эдуардом Долинским. Более того, мой взгляд на проблему антисемитизма в Украине кардинально отличался от вышеизложенного. О чем я и сообщила окружающим. Мое выступление вызвало удивление и негодование и породило еще больше споров. В итоге, на Форуме мы обсуждали Украину едва ли не дольше, чем Польшу. Ведь мы с Директором Украинского Еврейского Комитета настолько по-разному описали украинско-еврейскую ситуацию, будто говорили о двух разных странах. Тогда стало очевидно, что нужно срочно предпринять меры, дабы унифицировать статистику, убрать популизм, разрушить предрассудки и конкретизировать цифры.
Что же такое рабочее определение антисемитизма?
“The future we are shaping now, is the past that we will share tomorrow.”– золотые слова, сказанные премьер-минимтром Швеции Йёран Перссон. Обеспокоенный тем, что шведская молодежь не осведомлена в вопросах Холокоста, политик предлагает Биллу Клинтону и Тони Блеру объединить свои усилия для создания организации с целью исследования Холокоста. Так в 1998 году появился Международный альянс в память о Холокосте (IHRA). Государства-члены IHRA обязаны придерживаться принципов принятой в 2000 году Стокгольмской декларации, которая гласит, что «беспрецедентный характер Холокоста всегда будет иметь вселенское значение» и что в мире, который «все еще страдает от геноцида, этнических чисток, расизма, антисемитизма и ксенофобии… международное сообщество торжественно заявляет, что берет на себя обязательство бороться с этим злом».
27 июня 2016 года члены Альянса приняли рабочее определение антисемитизма: Антисемитизм – это особое отношение к евреям, которое может выражаться в ненависти к ним. Проявления антисемитизма в виде высказываний или применения физического насилия направлены на евреев или же лиц, не являющихся евреями, и/или их собственность, а также в отношении учреждений еврейских общин и религиозных объектов”.
Цель принятия такой дефиниции кратко изложил Майк Вайцман, один из председателей рабочих комитетов Альянса: «Чтобы начать решать проблему антисемитизма, должна быть ясность в терминологии. Принятое рабочего определение помогает дать рекомендации в ответ на этот сложный вопрос. Крайне важно, чтобы оно имело практическое применение и стало еще одним инструментом для борьбы с антисемитизмом».
В июне 2017 года Европейский Парламент принял дефиницию большинством голосов и призвал “страны-члены ЕС, его учреждения и агентства, принять и использовать для антисемитизма международное рабочее определение IHRA, с целью укрепления усилий судебных и правоохранительных органов по выявлению антисемитизма и подаче исков, с еще большей результативностью и более эффективным и обнадеживающим образом”.
На сегодняшний день рабочее определение имплементировано в Британии, Германии, Австрии, Румынии, Литве, Болгарии и, конечно же, Израиле.
Немного юриспруденции.
Можно ли, согласно украинскому законодательству, наказать за антисемитизм?
Начнем с анализа статьи 161 Уголовного Кодекса: «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам». Любые действия, которые направлены на создание или усиление межнациональной вражды, на очернение имиджа той или иной нации, распространение заведомо ложной информации, угрожающие или оскорбительные высказывания на основе национальности или религиозных убеждений караются штрафом в размере 850 гривен, исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Религиозные убеждения – это убеждение в правильности определенного мировоззрения. Оскорбление чувств верующих предусматривает унижение достоинства и других чувств представителей религиозных общин или насмешки над местами богослужений (например, нецензурное граффити на стенах синагоги). Если же сие действие сопровождалось порчей религиозного здания, уничтожением святыни или препятствованию совершения религиозного обряда имеем совокупность преступлений и помимо 161 инкриминируются также статьи 178, 179 и 180
Прямое или непрямое ограничение прав граждан проявляется в любой дискриминации, которая лишает граждан возможности в полной мере использовать свои конституционные и другие права. Например, в Германии не так давно был прецедент, когда выпускные экзамены студентам поставили на день, в который еврейская община отмечает Йом Кипур без права сдачи в другой день.
Какие еще статьи «совмещаются» со статьей 161? Если преступление сопровождается насилием или убийством, тогда квалификация происходит по совокупности статей убийство (115, 119) или нанесение телесных повреждений. 214 статья (вандализм) и 296 (хулиганство) – одни из наиболее часто инкримируемых статей, когда речь идет о нарушении 161 статьи.
В сети то и дело мелькают посты и комментарии на тему: «Жиды, валите в свой Израиль». Интернет облетело видео, где свободовцы кричат «Юде геть!».
Какое наказание понесли эти люди и почему им не была инкриминирована 161 статья?
А ответ прост. 161 статья часто просто заменяется вышеуказанными статьями. Или же наказание не настигает правонарушителя, так как за оскорбление или «жесткое высказывание» уголовную ответственность вменять как бы чересчур. Есть еще статья «хулиганство» в Кодексе про административные правонарушения. Вот там-то чаще всего и прячутся нецензурные высказывания, крики, проклятия и предложение прогнать нацменьшинства за пределы Украины.
В итоге, собрать статистику по проявлениям антисемитизма сегодня практически невозможно, потому что практически все преступления в этой сфере проходят по другим статьям или не доходят до обвинения вовсе.
Как можно бороться с проявлениями национальной или религиозной нетерпимости, если они прикрываются другими названиями? Для начала, называть вещи своими именами.
Почему нам необходимо имплементировать дефиницию «антисемитизм»?
Это поможет «вывести» преступления, которые должны быть квалифицированы по статье 161 Уголовного кодекса из-под тени ст. 173 «Мелкое хулиганство» КУпАП .
Навести порядок в статистике по антисемитизму и наконец прояснить ситуацию в глазах мировой общественности. Да и в собственной отчетности.
Прекратить выяснять конфликты при помощи нецензурной брани и предложений а-ля «Не нравится – убирайтесь в свой Израиль». Пора садиться за стол переговоров.
В порядке заключения…
Принятие международного определения антисемитизма и ответственности за его проявление — это верный шаг на пути к действительно демократическому государству, которое уважает права и свободы своих граждан не зависимо от формы носа и вероисповедания.
Уважение – вот ключ к решению очень многих конфликтных очагов. Уважение к чужим традициям, культуре и взглядам. И осознание того, что каждый украинский еврей является, в какой-то мере, украинцем. По паспорту, по крови или по мировоззрению.
Мне странно и страшно осознавать, что украинцы и евреи, проживающие в границах одного государства, могут проводить жирную границу между собой. Тем более сегодня, когда мы действительно нуждаемся друг в друге. Мы живем в Украине, тут же получаем образование, работаем, дружим, любим. У нас может отличаться цвет глаз, размер носа, а наши волосы закручиваются непослушными кудрями. У нас действительно есть право на получение израильского гражданства. Но если мы выбираем оставаться в Украине, тогда, вместо предъявления друг другу претензий и разжигания обоюдной ненависти, давайте лучше работать над тем, чтобы строить вместе новое государство.
Анна Вишнякова, президент Украинского союза еврейских студентов