Алена Новгородская, Ukrainian Israeli Innovation Summit: “Украинцы и израильтяне нужны друг другу”
Почему украинским компаниям важно работать с израильскими, и в чем взаимная выгода? Правда ли то, что украинцы – “руки”, а израильтяне – «мозги»? Как провести Саммит в онлайне во время пандемии? Обо всем этом знает наша собеседница – Алена Новгородская, израильтянка украинского происхождения. Алена создала и развивает бизнес-платформу для эффективного сотрудничества между Украиной, Израилем и другими странами Global Israeli Initiative, а также является организатором Ukrainian Israeli Innovation Summit. Третий UIIS прошел 29 октября 2020 года, объединив Киев и Тель-Авив в онлайн-формате.
Алена Новгородская: На самом деле, нам уже четыре года. Смотря что считать точкой отсчета. Первый саммит мы с коллегами и партнерами провели в Тель-Авиве. А назвали его “Израильско-украинское инновационное экспо”. В свою очередь, я продвигаю интересы украинской IT-индустрии с 2014 года, занявшись этим еще до релокации в Израиль. Именно в 2014 году мы с украинской командой (это был первый бизнес-акселератор Happy Farm) провели конференцию, посвященную IT-рынку Украины, в Сан-Франциско, США. Мероприятие называлось Ukraine TechJam. Мы собрали передовые украинские компании, отвезли их в США, чтобы покорить американский рынок. И увидели большой спрос на продвижение украинского хайтека.
Три года назад я сделала релокацию в Израиль и продолжила делать то же самое. Перефразируя поговорку, скажу: человека из Украины забрать можно, но Украину из человека – нет. Приехав в Израиль, я сделала анализ израильского IT-рынка, изучила лидирующие компании, познакомилась с ключевыми игроками. Промониторила, насколько израильским компаниям в принципе интересно работать с украинскими. Оказалось, что взаимодействие IT-рынков наших стран донедавна было кустарным и точечным: знакомились и взаимодействовали через личные контакты. Не было единой площадки для диалога. Невозможно было представить ситуацию, когда на рынок заходит иностранная компания, которая никогда не работала с Украиной и у которой нет личных связей. И я задалась целью создать площадку, где представлены два технологических рынка: Израиля и Украины, где у заинтересованных компаний в разрезе одного дня будет возможность познакомиться основными компаниями и найти точки соприкосновения. Так и появилась идея саммита: с одной стороны, это была идея проведения B2B-встреч между бизнесами, с другой я преследовала образовательную цель: все-таки Израиль – это лидер технологических индустрий. Популяризация израильского опыта в построении “нации стартапов”, привлечение инвестиций, алгоритм действия экзитов, – важно было принести передовой опыт в Украину и показать нашим талантливым ребятам, как это делают израильтяне.
Саммиты: оценка результатов
Каждый раз три последние года нас спрашивают: вы проводите саммиты, и какие же у них результаты? И всегда мы отвечаем, что результаты коллабораций на конференциях не появляются прямо здесь и прямо сейчас. Происходит это так: на саммите стороны встречаются, понимают, насколько они подходят друг другу ценностно, ментально, насколько смогут сработаться. А детализация их сотрудничества происходит уже после ивента. Именно из-за кажущегося отсутствия бизнес-химии мы долго размышляли, стоит ли идти в этот сезон онлайн. Но наши опасения не оправдались, онлайн сработал. Мы сделали нашу первую конференцию в гибридном оффлайн/онлайн формате вместе с Sigma Software и JSCapital.
Если же говорить о результатах за три года, то первое: мы привезли в Украину более 2000 представителей израильских компаний, стартаперов, инвесторов. Мы показывали им другую Украину, и это ломало их стереотипы. Честно говоря, у многих израильтян есть четкое устоявшееся представление о нас: работящие руки, но мало мозгов. Мы же показывали страну креативной, инфраструктурно развитой, с европейскими ценностями. А главное, – с высоким качеством выполнения работ.
Второе: мы провели более 400 B2B-переговоров. А это очень непросто. Израильтяне – очень детальные, у них нет времени на встречи “ни о чем”. Когда израильтянин понимает, что у него нет конкретного интереса встречаться с компанией, он ответит отказом. Основная работа была в том, чтобы глубоко изучить деятельность интересующих нас израильских компаний, понять, с кем они до этого работали, какие у них стандарты, кто чем занимается и в какие двери следует стучать. И для избранных израильских компаний мы выбирали идеальных украинских партнеров, чтобы между ними состоялась синергия.
Третье: более 30 израильских компаний после того, как мы показали им нашу экосистему, открыли здесь R&D представительства, стали резидентами наших инновационных парков и коворкингов.
И главное – украинские компании, с которыми мы работали, увеличили объем продаваемых услуг на 150 млн долларов. Да, мы понимаем, это не миллиарды, но, тем не менее, результат ощутим. И это только за последний год мы стали видеть конкретные результаты, которые можно измерить в конкретных показателях.
Jewish.org.ua: Какова методология подсчета финансов, полученных благодаря коллаборации с израильтянами?
Алена Новгородская: Мы ведем учет таким образом. Просим компании, которые регулярно участвуют в наших ивентах, предоставить фидбек, насколько им это было эффективно. По их отзывам, общая совокупность денег, полученных благодаря сделкам с израильтянами, превысила $150 млн. Надо понимать, что это не результат работы одного только саммита. Это не магия. В Киеве заинтересованные компании встретились. После этого представители украинского хайтека посетили с бизнес-миссией Израиль. После этого мы показали их на крупнейшей отраслевой выставке. Там было 18 тысяч венчурных капиталистов и среди них стенд, своеобразный украинский хайтек-дом. Украина впервые была представлена в 2019 году на DLD, израильской конференции, где присутствовали представители хайтека со всего мира. И мы показали Украину наряду с США, Канадой, Германией и так далее. Все в совокупности, учитывая активности правительства, дает показатель, который можно измерить.
Если же говорить о саммите в онлайне, у нас были опасения по поводу этого формата. Мы несколько лет подряд привозили сюда людей и давали возможность встречаться, общаться, пить кофе. Это дает намного больший эффект, чем поговорить онлайн. А с другой стороны: мы поняли, что онлайн открывает возможности, которых у нас не было в предыдущие годы.
Во-первых, уровень людей, который в этого году был на саммите, стал выше с точки зрения позиций. У нас в этом году присутствовало пять министров, израильских и украинских. До этого у нас был уровень замминистров, вице-премьера и так далее. Во-вторых, в саммите приняли участие ведущие менеджеры по европейскому направлению развития бизнеса технологических гигантов Израиля. В предыдущие годы присутствовали лишь региональные директора, занимающиеся небольшим сегментом. В третьих, у нас возникла возможность расширить аудиторию. Если в прошлом году мы собрали оффлайн около 800 участников, то в 2020 году нас было 800+, присутствующих онлайн. К концу дня было 1000 просмотревших и эта цифра далее растет. Иными словами, мероприятия в онлайне, дают возможность расширять аудиторию.
Jewish.org.ua: Будем надеяться, что COVID-19 мы все-таки победим, но кое-что полезное со времен пандемии взять не помешало бы.
Алена Новгородская: Во-первых, мы верим, что это была первая и последняя анти-пандемическая конференция. А во-вторых, мы настолько вдохновились онлайном, что точно не уйдем от него полностью. Нам понравилась гибридная модель проведения мероприятий, но мы ее, что называется, “докрутим и отточим”. Люди, у которых получится прилететь, будут присутствовать оффлайн. Те же, кто не сможет посетить Киев из-за плотного графика, подключится онлайн. Я это вижу, как телемост между двумя инновационными хабами, один из которых – в Израиле, второй – в Украине. Хотелось бы также верить, что в следующем году нам удастся увеличить количество оффлайн-участников. Было обидно отказывать нашим партнерам и друзьям в живом участии. Приходилось говорить: “мы не можем вас пригласить, потому что руководствуемся санитарными нормами, предоставленными Посольством Израиля. У нас не может быть более 20 человек на локации”. Пусть в следующем году те, кому необходим нетворкинг, приезжают, а те, кто не может, используют самые прогрессивные цифровые средства связи, что даст им эффект присутствия.
Jewish.org.ua: Возможно, из-за того, что даже сейчас средства связи уже достаточно хороши, а земной шар – маленький, есть смысл выходить за пределы Украины и Израиля?
Алена Новгородская: Даже в этом году некоторые страны хотели присоединиться к нашей инициативе. Было предложение от Греции и Турции. Мы решили, что почему бы и нет, давайте примем наших новых друзей в IT-тусовку. История, протестированная на двух игроках, расширится на четверых.
“Мы научились отлично продавать”
Jewish.org.ua: Любая IT-компания всего лишь хочет завоевать мир. Украина и Израиль кажутся слишком малыми, а продавать-то надо на глобальных рынках.
Алена Новгородская: Если в Израиле ты говоришь “я ориентирован на рынок Израиля”, тебя засмеют. 8 миллионов населения для израильского стартапа – не рынок. Именно поэтому в Израиле сфера услуг не такая технологически развитая, как в Украине. До своей страны не доходят руки, локальный клиент израильтянам невыгоден. Но чем интересны израильтяне украинцам? Израильтяне научились прекрасно продавать, у нас есть понимание рынков США, Китая, Канады, развивающихся стран. И, соответственно, Израиль получает заказы именно с глобальных рынков.
А синергия между нашими странами может быть такой: Израиль становится лидогенератором, а украинцы выполняют заказ. Или Украина становится центром разработки, а израильтяне продают. В общем, нельзя сказать, что Украина – “руки”, а Израиль – “голова”, поскольку бывает по-разному. Когда Украина становится центром разработки, у наших программистов складывается понимание того, как появляется высокотехнологичный продукт. Это более высокий уровень, чем просто аутсорсинг. И, что важно, украинцы, коммуницируя с израильтянами, учатся продавать. Пожалуй, это наиболее ценный опыт.
Не факт, что для того, чтобы отлично продавать, надо обязательно быть израильтянином. Можно перенимать лучшие кейсы и практики. И таким образом, становиться креативными и предприимчивыми. Это вопрос трех-пяти лет, ведь украинские ребята очень быстро обучаются. Чем больше украинских компаний работает с израильскими, тем быстрее украинский IT-рынок выйдет на новые уровни.