Картины Ройтбурда: чем запомнился покойный художник

Недавно нас всех постигла невосполнимая утрата: на 59 году жизни ушел талантливый художник, руководитель Одесского художественного музея художник Александр Ройтбурд. Будучи яркой медийной личностью, Александр имел в Одессе ярых врагов и преданных друзей. Музей, который возглавил Ройтбурд в начале 2018 года, из провинциального государственного заведения, в котором протекала крыша, прекратился в культурное явление мирового уровня. Что же собой представляли картины Ройтбурда? В основном, это постмодернизм с его игрой образами и смыслами, аллюзиями на произведения мирового искусства и истинно одесским юмором.

Вашему вниманию представляем картины Ройтбурда, не ставшие визитной карточкой художника (как «Пушкин-еврей» или «Шевченко-еврей»), но такие же прекрасные и наделенные скрытыми смыслами.

Шабат

Здесь мы видим левитирующего хасида. Работать нельзя. Кнопки нажимать запрещено. Осталось только взлететь, чтобы сполна насладиться священной Торой.

Картины Ройтбурда. Шабат

Фрейлекс

Фрейлекс – коллективный еврейский танец, исполняемый на свадьбах. И ничего, что весь «коллектив» — это хасид и страус. Хотя должен быть петух. При этом, есть предположение, что страус на картине – необычный, а зовут его Леви. Даже не так: Клод Леви-Стросс.

Картины Ройтбурда. Фрейлекс

Мать партизана

Данная картина была продемонстрирована на выставке «Всеобщий МАКРОинсектарий». Это и о матерях, и о партизанах и, конечно же, о насекомых. Мир шестиногих более древний, чем наш, человеческий, но гармонично с ним переплетен. О чем и повествует мать партизана.

Картины Ройтбурда. Мать партизана

Августина Рулен со своим молочным сыном

Даже не пытайтесь найти на этой картине сына Августины. Зато вы увидите мультикультурный диалог с гением прошлого: Винсентом ван Гогом и его произведением La Berceuse (Augustine Roulin), известным также как «Колыбельная». Александр Ройтбурд решил понять, кому именно Августина пела колыбельную и что при этом ощущала. Мыть голову фаршем? Быть подставкой для свечей? Да легко, если у вас есть молочный сын. Тем более что малыша при желании можно увидеть на картине ван Гога Portrait of Madame Augustine Roulin.

Картины Ройтбурда. Августина Рулен со своим молочным сыном

Молодая женщина в испанском костюме

И снова диалог с классиками. На этот раз мы видим размышления художника на тему картины Эдуарда Мане «Молодая женщина, лежащая в испанском костюме» (1863). Та же обреченная поза, та же боязнь хищных птиц. Те же «лабутены». А где испанский костюм? Наверное, остался на картинах Мане.

Картины Ройтбурда. Молодая женщина в испанском костюме

Это постмодернизм: нет уверенности, правильно ли мы назвали картины и поняли ли хоть немного, что хотел сказать автор. Но это абсолютно неважно: стиль Ройтбурда рождает свои ассоциации в каждом зрителе. И не оставляет равнодушным.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.