Недавно нас всех постигла невосполнимая утрата: на 59 году жизни ушел талантливый художник, руководитель Одесского художественного музея художник Александр Ройтбурд. Будучи яркой медийной личностью, Александр имел в Одессе ярых врагов и преданных друзей. Музей, который возглавил Ройтбурд в начале 2018 года, из провинциального государственного заведения, в котором протекала крыша, прекратился в культурное явление мирового уровня. Что же собой представляли картины Ройтбурда? В основном, это постмодернизм с его игрой образами и смыслами, аллюзиями на произведения мирового искусства и истинно одесским юмором.
Вашему вниманию представляем картины Ройтбурда, не ставшие визитной карточкой художника (как “Пушкин-еврей” или “Шевченко-еврей”), но такие же прекрасные и наделенные скрытыми смыслами.
Шабат
Здесь мы видим левитирующего хасида. Работать нельзя. Кнопки нажимать запрещено. Осталось только взлететь, чтобы сполна насладиться священной Торой.

Фрейлекс
Фрейлекс – коллективный еврейский танец, исполняемый на свадьбах. И ничего, что весь “коллектив” – это хасид и страус. Хотя должен быть петух. При этом, есть предположение, что страус на картине – необычный, а зовут его Леви. Даже не так: Клод Леви-Стросс.

Мать партизана
Данная картина была продемонстрирована на выставке «Всеобщий МАКРОинсектарий». Это и о матерях, и о партизанах и, конечно же, о насекомых. Мир шестиногих более древний, чем наш, человеческий, но гармонично с ним переплетен. О чем и повествует мать партизана.

Августина Рулен со своим молочным сыном
Даже не пытайтесь найти на этой картине сына Августины. Зато вы увидите мультикультурный диалог с гением прошлого: Винсентом ван Гогом и его произведением La Berceuse (Augustine Roulin), известным также как “Колыбельная”. Александр Ройтбурд решил понять, кому именно Августина пела колыбельную и что при этом ощущала. Мыть голову фаршем? Быть подставкой для свечей? Да легко, если у вас есть молочный сын. Тем более что малыша при желании можно увидеть на картине ван Гога Portrait of Madame Augustine Roulin.

Молодая женщина в испанском костюме
И снова диалог с классиками. На этот раз мы видим размышления художника на тему картины Эдуарда Мане “Молодая женщина, лежащая в испанском костюме” (1863). Та же обреченная поза, та же боязнь хищных птиц. Те же “лабутены”. А где испанский костюм? Наверное, остался на картинах Мане.

Это постмодернизм: нет уверенности, правильно ли мы назвали картины и поняли ли хоть немного, что хотел сказать автор. Но это абсолютно неважно: стиль Ройтбурда рождает свои ассоциации в каждом зрителе. И не оставляет равнодушным.
