Картины Ройтбурда: чем запомнился покойный художник
![](https://jewish.org.ua/wp-content/uploads/2021/08/1020079978-563x353.jpg)
Недавно нас всех постигла невосполнимая утрата: на 59 году жизни ушел талантливый художник, руководитель Одесского художественного музея художник Александр Ройтбурд. Будучи яркой медийной личностью, Александр имел в Одессе ярых врагов и преданных друзей. Музей, который возглавил Ройтбурд в начале 2018 года, из провинциального государственного заведения, в котором протекала крыша, прекратился в культурное явление мирового уровня. Что же собой представляли картины Ройтбурда? В основном, это постмодернизм с его игрой образами и смыслами, аллюзиями на произведения мирового искусства и истинно одесским юмором.
Вашему вниманию представляем картины Ройтбурда, не ставшие визитной карточкой художника (как «Пушкин-еврей» или «Шевченко-еврей»), но такие же прекрасные и наделенные скрытыми смыслами.
Шабат
Здесь мы видим левитирующего хасида. Работать нельзя. Кнопки нажимать запрещено. Осталось только взлететь, чтобы сполна насладиться священной Торой.
![](https://res.cloudinary.com/jbkjhv/image/upload/v1628504392/roytburd/%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82.150%D1%85200.%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82.%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.2014..jpg)
Фрейлекс
Фрейлекс – коллективный еврейский танец, исполняемый на свадьбах. И ничего, что весь «коллектив» — это хасид и страус. Хотя должен быть петух. При этом, есть предположение, что страус на картине – необычный, а зовут его Леви. Даже не так: Клод Леви-Стросс.
![](https://res.cloudinary.com/jbkjhv/image/upload/v1628504392/roytburd/2.-%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81.-%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.-150%D1%85200.jpg)
Мать партизана
Данная картина была продемонстрирована на выставке «Всеобщий МАКРОинсектарий». Это и о матерях, и о партизанах и, конечно же, о насекомых. Мир шестиногих более древний, чем наш, человеческий, но гармонично с ним переплетен. О чем и повествует мать партизана.
![](https://res.cloudinary.com/jbkjhv/image/upload/v1628504392/roytburd/3.-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B0.-2013.-%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82.-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE.-150%D1%85200.jpg)
Августина Рулен со своим молочным сыном
Даже не пытайтесь найти на этой картине сына Августины. Зато вы увидите мультикультурный диалог с гением прошлого: Винсентом ван Гогом и его произведением La Berceuse (Augustine Roulin), известным также как «Колыбельная». Александр Ройтбурд решил понять, кому именно Августина пела колыбельную и что при этом ощущала. Мыть голову фаршем? Быть подставкой для свечей? Да легко, если у вас есть молочный сын. Тем более что малыша при желании можно увидеть на картине ван Гога Portrait of Madame Augustine Roulin.
![](https://res.cloudinary.com/jbkjhv/image/upload/v1628504391/roytburd/%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BC-150%D1%85200.jpg)
Молодая женщина в испанском костюме
И снова диалог с классиками. На этот раз мы видим размышления художника на тему картины Эдуарда Мане «Молодая женщина, лежащая в испанском костюме» (1863). Та же обреченная поза, та же боязнь хищных птиц. Те же «лабутены». А где испанский костюм? Наверное, остался на картинах Мане.
![](https://res.cloudinary.com/jbkjhv/image/upload/v1628504391/roytburd/7_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5.jpg)
Это постмодернизм: нет уверенности, правильно ли мы назвали картины и поняли ли хоть немного, что хотел сказать автор. Но это абсолютно неважно: стиль Ройтбурда рождает свои ассоциации в каждом зрителе. И не оставляет равнодушным.